Previous Page  15 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 186 Next Page
Page Background

15

ДОН_новый 15/3-4

бессмысленным и беспощадным, называемым «социальными потрясениями».

Где-то на интуитивном уровне у него проявляется осознание русской революции,

как некой стихии, разрушающей, прежде всего, всё исконно живое и традицион-

ное. Более того, эта его мысль глобально раздвинута до космических обобщений:

все революции совершаются по одному сценарию. В стихотворении «Сорокоуст»

С. Есенин отслужил панихиду с тоской и болью в сердце по дорогой ему деревне.

Всё в ней теперь переворотилось, утратило радость жизни, омертвело: «жалобно

стонет гармоника», застыл «дворовой молчальник бык», и даже мельница, почуяв

беду над полем «в поступи железного гостя», стоит «глаза смежив», а «соломой

пропахший мужик захлебнулся лихой самогонкой». В связи с этим страшные

предчувствия возникают в сознании поэта: «Никуда вам не скрыться от гибели./

Никуда не уйти от врага». Свой беспощадный приговор этой надвигающейся

чёрной силе он высказывает открыто и бескомпромиссно: «Чёрт бы взял тебя,

скверный гость!/Наша песня с тобой не сживётся», а объявляя себя «последним

поэтом деревни», предрекает и свою собственную гибель: «Скоро, скоро часы

деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час».

Примечательно, что «Сорокоуст» был написан «по живым следам». Где-то

в районе Тихорецкой поэт увидел тщетно бегущего за поездом красногривого

жеребёнка. Так возник образ, олицетворяющий прекрасный мир уходящей при-

роды, который противопоставлялся ненавистному «железному гостю»:«Милый,

милый, смешной дуралей, /Ну куда он, куда он гонится?/ Неужель он не знает,

что живых коней/ Победила стальная конница?» Конечно, менее всего этот про-

тест нужно понимать, как отрицание технического прогресса и утверждение

патриархальных устоев: назревала неприемлемость как бездумного уничтожения

природного мира, так и рационалистического использования его потенциаль-

ных возможностей, а вместе с этим и разрушение самих основ человеческой

личности. Потому с такой горечью поэт замечает: «По-иному судьба на торгах

перекрасила/ Наш разбуженный скрежетом плёс,/И за тыщи пудов конской кожи

и мяса/ Покупают теперь паровоз». А немногим позже, словно приближая наше

меркантильное время, напишет: «Как в смирительную рубашку, / Мы природу

берём в бетон».

ВитогекомандировкаС.ЕсенинанаДон, санкционированнаяА.В.Луначарским,

едва ли способствовала пропаганде «поднятых на дыбы» революционных «нова-

ций». Скорее его выступления будили тоску по исконно заветному в человеческой

природе, призывали к сохранению истинно духовных ценностей, закрепляя за

ним имя большого поэта, и без того уже широко гремевшего по России.

В этот приезд С. Есенина на Дон он знакомится с начинающим поэтом Ни-

ной Грацианской. Не раз он приходил к ней на ул. Социалистическую 50 (дом

не сохранился). В её квартире собиралась творческая молодежь, и он читал свои

стихи, рассказывал о встречах с А.Блоком и С. Городецким, а перед отъездом

на прощанье подарил сборник стихов «Голубень» с памятной надписью: «Уте-

шаюсь тем, что и я был когда-то таким же юным, как и Нина Грацианская». Ей

было 16 лет. На смерть С.Есенина она отозвалась стихами: «Не родной и даже

нелюбимый,/ Всех утрат огромней и тяжелей./ Всех обид ушедших солоней,/

Русь моя, ужель на самом деле/ Смолк навек рязанский соловей».

Трагические мотивы, заявленные в 1918 – 1920 гг., со временем будут углу-

бляться и интерпретироваться в различных вариантах. Как правило, они станут

сопрягаться с темой деревни, с её сокрушительным истреблением и деформацией