15
ДОН_новый 15/3-4
бессмысленным и беспощадным, называемым «социальными потрясениями».
Где-то на интуитивном уровне у него проявляется осознание русской революции,
как некой стихии, разрушающей, прежде всего, всё исконно живое и традицион-
ное. Более того, эта его мысль глобально раздвинута до космических обобщений:
все революции совершаются по одному сценарию. В стихотворении «Сорокоуст»
С. Есенин отслужил панихиду с тоской и болью в сердце по дорогой ему деревне.
Всё в ней теперь переворотилось, утратило радость жизни, омертвело: «жалобно
стонет гармоника», застыл «дворовой молчальник бык», и даже мельница, почуяв
беду над полем «в поступи железного гостя», стоит «глаза смежив», а «соломой
пропахший мужик захлебнулся лихой самогонкой». В связи с этим страшные
предчувствия возникают в сознании поэта: «Никуда вам не скрыться от гибели./
Никуда не уйти от врага». Свой беспощадный приговор этой надвигающейся
чёрной силе он высказывает открыто и бескомпромиссно: «Чёрт бы взял тебя,
скверный гость!/Наша песня с тобой не сживётся», а объявляя себя «последним
поэтом деревни», предрекает и свою собственную гибель: «Скоро, скоро часы
деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час».
Примечательно, что «Сорокоуст» был написан «по живым следам». Где-то
в районе Тихорецкой поэт увидел тщетно бегущего за поездом красногривого
жеребёнка. Так возник образ, олицетворяющий прекрасный мир уходящей при-
роды, который противопоставлялся ненавистному «железному гостю»:«Милый,
милый, смешной дуралей, /Ну куда он, куда он гонится?/ Неужель он не знает,
что живых коней/ Победила стальная конница?» Конечно, менее всего этот про-
тест нужно понимать, как отрицание технического прогресса и утверждение
патриархальных устоев: назревала неприемлемость как бездумного уничтожения
природного мира, так и рационалистического использования его потенциаль-
ных возможностей, а вместе с этим и разрушение самих основ человеческой
личности. Потому с такой горечью поэт замечает: «По-иному судьба на торгах
перекрасила/ Наш разбуженный скрежетом плёс,/И за тыщи пудов конской кожи
и мяса/ Покупают теперь паровоз». А немногим позже, словно приближая наше
меркантильное время, напишет: «Как в смирительную рубашку, / Мы природу
берём в бетон».
ВитогекомандировкаС.ЕсенинанаДон, санкционированнаяА.В.Луначарским,
едва ли способствовала пропаганде «поднятых на дыбы» революционных «нова-
ций». Скорее его выступления будили тоску по исконно заветному в человеческой
природе, призывали к сохранению истинно духовных ценностей, закрепляя за
ним имя большого поэта, и без того уже широко гремевшего по России.
В этот приезд С. Есенина на Дон он знакомится с начинающим поэтом Ни-
ной Грацианской. Не раз он приходил к ней на ул. Социалистическую 50 (дом
не сохранился). В её квартире собиралась творческая молодежь, и он читал свои
стихи, рассказывал о встречах с А.Блоком и С. Городецким, а перед отъездом
на прощанье подарил сборник стихов «Голубень» с памятной надписью: «Уте-
шаюсь тем, что и я был когда-то таким же юным, как и Нина Грацианская». Ей
было 16 лет. На смерть С.Есенина она отозвалась стихами: «Не родной и даже
нелюбимый,/ Всех утрат огромней и тяжелей./ Всех обид ушедших солоней,/
Русь моя, ужель на самом деле/ Смолк навек рязанский соловей».
Трагические мотивы, заявленные в 1918 – 1920 гг., со временем будут углу-
бляться и интерпретироваться в различных вариантах. Как правило, они станут
сопрягаться с темой деревни, с её сокрушительным истреблением и деформацией