Previous Page  18 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 186 Next Page
Page Background

18

Людмила Малюкова «Я сердцем никогда не лгу»

конечно, не мог. Для С. Есенина Ленин так и остался «вроде сфинкса предо

мной», — непонятным до конца и не признанным («Конечно, мне и Ленин не

икона»). Более того стихотворение «Ленин» (как часть задуманной, но так и не

осуществлённой поэмы «Гуляй поле») завершается словами о соратниках вождя

после его смерти: «Ещё суровей и угрюмей/ Они творят его дела», где весьма

жёсткие эпитеты «суровый и угрюмый» не вызывают ни теплоты, ни светлого

эффекта. Примечательно, что в стихотворении первоначально были строки о

«невинном и добродушном народе», «непослушном всякой власти», знающем

и понимающем, что «город-плут, куда весь хлеб его везут,/Расправой всякому

грозя, /Ему не давши не гвоздя». В конечном варианте поэт их исключил: слиш-

ком жёсткими представлялись оценки.

Известно, что энергия даётся «под идею», ради которой совершается всё по-

вседневное. Но эта идея — «целенаправленного движения страны» — казалась

поэту всё более зыбкой и непонятной. Вглядываясь в «очарованную даль», он

видел лишь неясные и причудливые очертания. Отчего душа рвалась и стена-

ла («С того и мучаюсь, что не пойму,/ Куда несёт нас рок событий»). Вектор

стремления и реальности всё более расходился, удаляясь от единого синтеза.

Рядом с желаемым: «Я полон дум об индустриальной мощи», «Но и всё же хочу

я стальною/ Видеть бедную нищую Русь» появлялось покаянно исповедальное:

«Я очутился в узком промежутке», «В своей стране я словно иностранец», «Со-

глядатай праздный, я ль не странен/ Дорогим мне пашням и лесам».

Состояние поэта испытывает резкие колебания в пределах одного времени.

С пометкой 4 января 1925 года он публикуют два стихотворения: их антиномия

крайне полярна. В «Метели» утверждается: «Не знаю, болен я или не болен, / Но

только мысли бродят невпопад… Себя усопшего в гробу я вижу», в лирическом

откровении «Весна» интонация меняется: «Припадок кончен. Грусть в опале…».

Возникает чувство раздвоенности сознания: «Нет, никогда с собой я не полажу./

Себе, любимому, чужой я человек». Тревожный вопрос: «Ужель нет выхода в

моём пути заветном» порождает неоднозначную серию вариативных ответов:

«Забыть ненужную тоску,/ И не дружить вовек с богемой», «Пора приняться мне

за дело,/ Чтоб озорливая душа уже по зрелому запела»… В письмах последнего

года жизни С. Есенин словно «примиряется» в грядущее, строит светлые планы

на будущее (решает издавать альманах «Поляне», подписывает договора, вклю-

чая «Собрание стихотворений», покупает квартиру сёстрам, надеется съездить

за границу, — будто забыв о своём недавнем неприятии её). 13 июня он решает

заключить брак с Т. Толстой — внучкой великого писателя (юридически брак

был оформлен 18 сентября). Но уже в июле пишет Н. Вержбицкому: «Видно мне

не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать,.. слишком здесь всё

заполнено «великим старцем».

Чтобы убить в себе тревогу и предчувствие надвигающейся трагедии, поэт

всё настойчивее тянется к перемене мест: дорожный вихрь захватывает его (в

течение 1925 года он побывал шесть раз в Константинове, три раза на Кавказе,

семь раз в Ленинграде). И, как никогда, много пишет. Вопреки утверждению

А. Мариенгофа: после возвращения из-за рубежа «весь смысл его жизни был:

плевать на жизнь», содержание стихов скорее опровергает это. В них немало

стремления прорвать тяжесть замкнутого круга, преодолеть бездну хмельного

угара. Потому так сильно их поэтическое напряжение, интонированное рито-

рическими вопросами, восклицаниями, различного рода междометиями типа: