Previous Page  14 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 186 Next Page
Page Background

14

Людмила Малюкова «Я сердцем никогда не лгу»

го, ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определённый и

нарочитый…Тесно в нём живому, тесно строящему мост в мир невиданный, ибо

рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Чувство разочаро-

вания в «революционном разбеге» приводит поэта к имажинистам, выступающим

против идеологии в искусстве, но за утверждение «образа-самоцели». Однако

привлечённый их внешней новизной, С. Есенин очень скоро поймёт, что природа

его образа, цели и задачи далеко не идентичны собратьям по перу. «Поэту всегда

нужно раздвигать зрение над словом, — утверждал он. — Мы должны знать,

что до наших образов двойного зрения: «Головы моей жёлтый лист», «Солнце

мёрзнет как лужа» были образы двойного чувствования: «Мария, зажги снега» и

«заиграй овражки», «Авдотья, подмочи порог». Это образы календарного стиля,

которые создал наш великоросс из той двойной жизни, когда он переживал свои

дни двояко, церковно и бытом». Такое обобщение поэта весьма примечательно:

оно формулирует его целенаправленность. «Дело не в имажинизме, — замечает

он. — Дело в моём сознании, преображении мира посредством этих образов».

Следует также заметить, что многие из них типа: «Ныне лошади луну выпили»

или «Золотою лягушкой луна/ Распласталась на тихой воде» имажинисты торже-

ствующе приписывали себе. Между тем, их сущность была непосредственным

порождением народного восприятия окружающих сил природы и связанного с

ним народного быта: луна отражалась в луже воды, лошади её выпивали – луна

исчезала, в тихую погоду очертания луны на воде напоминали распластавшуюся

лягушку. Очень скоро наметившийся разрыв между С. Есениным и имажи-

нистами перейдёт в глубокий барьер, вызывающий «отторжение» по самому

коренному нерву. «У собратьев моих нет чувства родины», — подведёт он итог

их коллективному сообществу.

1918 – 1922 Годы — время нарастания сложностей и противоречий в жизни

С. Есенина. К эпохальным разочарованиям прибавились и личные потрясения.

Он женится на З. Райх, но несмотря на рождение дочери и сына, семья рас-

падается. Вероятно, чтобы снять тяжесть психологического напряжения (и

немало всмотреться в «железную поступь» ещё невиданных сил на бескрайних

просторах России), он пускается в «бурное плаванье»: от Ташкента до Баку, не

один раз побывав и на легендарном Дону. Особенно памятным был его приезд

в донскую столицу в июле-августе 1920 г. по распоряжению Комиссара Про-

свещения А.В.Луначарского. С поэтами А. Мариенгофом и А. Колобовым он

жил в правительственном вагоне, посещал Новочеркасск и Таганрог, выступал

с чтением стихов в ростовском кинотеатре «Колизей». Позже названный «Буре-

вестником» (угол Садовой и Ворошиловского), в то далёкое время его зал вмещал

более 600 человек. По сообщениям местной прессы, на встречу с С. Есениным

он не мог вместить всех желающих. Под аккомпанемент внимающей тишины

поэт прочёл несколько новых стихотворений: «Сорокоуст», «Кобыльи корабли»,

«Исповедь хулигана», «Я последний поэт деревни». Их выбор был не случайным:

в них отразились и поиски образной выразительности, не лишённой воздействия

имажинистской условности («Не пропустит когтей лазурь/ Из пургового камня-

смрада»), эпатирующих выпадов, но и тот обострённо страстный надрыв, который

рвался из надломленной души, потрясённой революционным беспределом («Русь

моя, кто ты? Кто? Чей черпак в снегов твоих накипь? На дорогах голодным ртом

/ Сосут край зари собаки»). И что не менее характерно — определился его не-

преодолимый разлад между тем, что «душу облекает в плоть» и тем хаотически