Previous Page  20 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 20 / 186 Next Page
Page Background

20

Людмила Малюкова «Я сердцем никогда не лгу»

Порою строки прерываются многоточием, словно раздвигая подспудное про-

странство («Неудержимо, неповторимо/ Всё пролетело… далече… мимо…/

Сердце остыло, и выцвели очи…/ Синее счастье! Лунные ночи!»)

25 Ноября С. Есенин был помещён в очередной раз в медицинскую клинику.

Его лечили лучшие профессора, заметив, что «дела его плохи». Из клиники он

пишет П. Чагину: «Опять лёг. Зачем—не знаю. Избавлюсь от скандалов и, веро-

ятно, махну за границу… Посылаю тебе «Чёрного человека». Прочти и подумай,

за что мы боремся, ложась в постель». В этой едва ли не самой мистической поэме

в русской литературе поэт поставил себе диагноз: «Осыпает мозги алкоголь».

Между тем его поэтический ум оставался неистощимым до последних дней.

Кто-то из современников вспоминал: он мог потерять всё, но только не стихи.

Никогда ещё они не были так безукоризненны по форме и предельно просты по

своеобразию. Заявивший когда-то, что «стихи писать, что землю пахать», в по-

следний год поэт работал так скоро и с такой самоотдачей, как никогда ранее.

В наше время идёт бурная полемика вокруг имени С. Есенина. Трудно назвать

другого русского поэта, к которому так интенсивно обращался бы наш культурный

мир: многосерийные телевизионные и кинематографические фильмы, моно-

спектакли, публицистические выступления, музыкальные переложения (опера

В. Агафонникова «Анна Снегина») и др. Многие из них сосредоточены на «за-

гадке» гибели поэта: убили или не убили, и кто убил? Но тогда, 29 декабря 1925

года в гостинице «Англитер» у медицинских экспертов причина его смерти не

вызывала сомнений, как не было их и у прибывших в те дни в Ленинград матери

и сестры поэта, З. Райх и других близких ему людей. Но вот спустя много деся-

тилетий кто-то по фотографии трупа решил, что здесь что-то не так. И версия

стала обрастать неожиданными домыслами, не подтверждаемыми никакими до-

кументами. Конечно, предполагать и выстраивать «на песке» можно многое. Но

несомненно, одно: С. Есенин шёл неуклонно к своей гибели (при всём, казалось

бы, стремлении порою вырваться из колдовского омута). Трудно было выдержать

испытания огромной славой, которая внезапно свалилась на него, и ещё более

невыносимей — устоять против всесильного натиска времени (он это хорошо

объяснил в «Письме к женщине»: «Их мало, с опытной душой,/ Кто крепким в

качке оставался»). Склонность к суициду (по подсчётам исследователей, попыток

к самоубийству было не менее семи: впервые в ранней юности из-за неразде-

лённой любви) довершила свою трагическую развязку. Но ведь не это главное

в великом поэте. Главное в том оставленном нам гениальном наследии, которое

вот уже целое столетие радует, волнует и теребит загадочную русскую душу.