Previous Page  12 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 186 Next Page
Page Background

12

Людмила Малюкова «Я сердцем никогда не лгу»

шет ветер по равнинам,/ Рыжий ласковый ослёнок», «И вызванивают в чётки /

Ивы — кроткие монашки». Дух крестьянской избы и двора были воссозданы

органически, с огромным знанием хозяйского обихода («В хате», «На плетнях

висят баранки»), а образ Руси, во всём её неистовом цветении, буйстве красок и

«многозвонности», предстал ярко и самобытно. К тому же и лирический герой

заявлял о себе необычно и «разнолико»: поклоняющемся кресту, монастырским

жителем, иноком, прохожим странником и т.д. Но не это было в нём главным.

Покоряло великое преклонение перед природным миром и неотъемлемое един-

ство с ним: «Счастлив, кто в радости убогой,/ Живя без друга и врага,/ Пройдёт

просёлочной дорогой,/ Молясь на копна и стога». В наше тектоническое время

невольно возникает вопрос: столь прочной оказалась эта образная система

С.Есенина, воспринятая из народных глубин, и имела ли она непосредственных

преемников? Вести речь о поэзии последних двух десятилетий в этом плане,

едва ли есть резон: так всё в ней смешалось, надломилось и разлетелось. Но

несомненно одно: эта есенинская традиция отразилась в творчестве поэтов

«сельской ориентации»: Н. Рубцова, А. Прасолова, С. Дрофенко, В. Соколова,

Н. Тряпкина, В. Казанцева. У Н. Рубцова читаем: «плачущий ветер — дитя», «у

зарницы чистым полотенцем/ Свисает радуга с небес», а природа «Как человек

богоподобный,/ Внушает в гибельной борьбе/ Пускай не ужас допотопный,/ Но

поклонение себе»; у В. Казанцева: «В небе – древо ветвистое,/Древо видение/

Полыхнуло, рассеялось,/ Сердце прожгло./ И остались взлетевшие / Оцепенело/

Кисти рук, обожжённые до черноты».

Такая образная система С. Есенина органически сопрягалась с народными

поверьями, приметами, загадками, своеобразным переложением народных песен,

частушек, с библейскими образами, их интерпретацией и церковным словарём.

В них было столько жизненной энергии, света, покоряющего чувства любви и

грусти о скоротечной непреодолимости человеческого бытия, что такой поэзией

нельзя было не плениться. Позже в автобиографических заметках поэт напишет,

что «от религиозных стихов и поэм с удовольствием бы отказался, но они имеют

большое значение как путь поэта до революции». В смысле «формального раз-

вития», заметит он, «теперь всё больше тянет его к Пушкину», к традиционному

стиху. Тем не менее, открытая им в поэзии народная система образов останется

до конца в его творчестве, совершенствуясь и обогащаясь. Вот некоторые приме-

ры его поздней поэзии: «Золотою лягушкой луна/Распласталась на тихой воде»,

«Хорошо под осеннюю свежесть –/Душу-яблоню ветром стряхнуть», «Только

будут колосья-кони/ О хозяине старом тужить», «О, если б прорасти глазами, как

эти листья, в глубину!», «Потому что тот старый клён /Головой на меня похож.

С петербургского периода начинается шумная слава С. Есенина. Его пу-

бликуют самые престижные издательства. А. Блок, А. Белый, С. Городецкий,

Иванов-Разумник дают ему высокие оценки. Аристократические салоны охотно

приглашают не только послушать его «духмяные стихи», но и посмотреть на

облик поэта «от земли». И здесь было немало бутафорского, ряженного под

«крестьянского Леля», искусного пения под аккомпанемент гуслей и рязанского

говора. Однако это «подстраивание» под элитного слушателя оставалось лишь

внешним действием. Слова А. Блока о том, что «сейчас в литературе нужно быть

особенно осторожным», чтобы «не наделать ошибок», становилось для С. Есе-

нина своего рода предупреждением. Своей лирической музе он оставался верен

и неизменен. Даже на предложение полковника Ломана, от которого зависела его