Previous Page  13 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 186 Next Page
Page Background

13

ДОН_новый 15/3-4

судьба, написать стихи в честь Николая II, он ответил отказом. А на встрече с

императрицей Александрой Фёдоровной, прочитав посвящение «Приветствует

мой стих младых царевен» и стихи о России, на вопрос, почему так грустны

ваши прекрасные стихи, ответил: «Такова вся Россия, сударыня».

Между тем петербургская среда, несомненно, оставила свой след в есенин-

ской поэзии. Сам он позже напишет: «Белый дал мне много в смысле формы,

а Блок и Клюев научили меня лиричности». Начиная с конца 1914 года грани-

цы его художественного мира раздвигаются: в него врывается бурный поток

«неопределенно-личных», «туманных» образов типа: кого-то, кто-то, кому-то

(«Кого-то нет и тонкогубый ветер / Поёт о ком-то сгинувшем в ночи»), образ

России наполняется «нездешними» мотивами («Холодной скорби не измерить./

Ты на туманном берегу»). Все эти туманы, сны, видения теснят прежний лириче-

ский стих, придавая ему особое струение. С выходом первого сборника в 1916г.

«Радуница» он становится знаменитостью.

В этом же году поэт был призван в армию—служить в санитарном батальоне.

Шла Первая мировая война. Но, не участвуя в боевых действиях, будучи «вне

политики», он чутко уловил настроение народной среды. Его тревожат предчув-

ствия надвигающейся социальной катастрофы. В конце 1916 года он напишет

пророческие строки: «Только знаю: будет/ Страшный вопль и крик,/ Отрекутся

люди/ Славить новый лик./ Скрежетом булата/Вздыбят пасть земли/ и со щёк

заката/Спрыгнут скулы-дни».

Февральскую революцию и Октябрьский переворот С. Есенин принял со-

чувственно, но скорее стихийно, чем сознательно. (Позже он заметит: «Был на

стороне Октября, но с крестьянским уклоном»). Это мощное историческое дви-

жение понималось им, как некое отвлечённое разрушающее начало, скопившееся

в недрах народных масс, изобразить которое возможно лишь в уподоблениях

бушующим силам природы, одухотворённой библейскими легендами и антро-

пологически преобразованной. Под огромным давлением событий бунтарские

силы воспрянули в поэте. Он пишет целый ряд поэм, отражающих наступление

небывалой Мистерии духа, охватившей безграничный космос пространства

(«Да здравствует революция на земле и на небесах!»). Их названия апеллируют

исключительно к библейскому словарю: «Отчарь», «Октоих», «Преображение»,

«Небесная голубица», «Инония», но интерпретация служит выражению земных,

насущных, чаяний, надежд и стремлений. Поэт ждёт от революции наступления

долгожданного мужицкого рая («Новый на кобыле/ Едет к миру Спас./ Наша

вера — в силе,/ Наша правда — в нас»). Отсюда вся образная система, сфор-

мулированная в «Ключах Марии», как изначальная незапятнанность народного

представления, должна, по Есенину, возродиться в обновлённой жизненной

формации («Тучи — как озёра. /Месяц — рыжий гусь./ Пляшет перед взором/

Вздыбленная Русь!»). Поэт уже видит, подобно чарующему видению, картину

этого светлого мужичьего парадиза («Под Маврикийским дубом /Сидит мой

старый дед/ И сыплет его шуба/ Горохом частых звёзд»). И сам он, подхвачен-

ный стихийным потоком истории, словно удивившись случившемуся, объявляет

себя представителем той силы, которая взбудоражила этот «устоявшийся» мир:

«Небо — как колокол./ Месяц —язык. — Мать моя родина/ Я — большевик!».

Но очень скоро эта, всё разрушающая, стихия погасит торжествующую патетику.

Он увидит такой её кровавый разгул, от которого содрогнётся.

В августе 1920 г. в письме Е. Лифшиц С.Есенин пишет: «Мне очень грустно

сейчас, что история переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности, как живо-