Previous Page  10 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 186 Next Page
Page Background

10

Кавказ поэт зачитывался романом Флобера «Мадам Бовари». А когда 1918 году

в Москве группа имажинистов, в которую входил и С.Есенин, открыла книжную

лавку «Ассоциация художников слова», он, заняв с утра укромное место, пере-

читывал все книги, которые в ней имелись. Характерно, что это было активное

чтение, которому нужен был собеседник. Так, прочитав поэму Пушкина «Моцарт

и Сальери» и задавшись вопросом: зачем нужно было Сальери, придворному

капельмейстеру, обласканному властью, «купавшемуся в золоте», травить Мо-

царта, С.Есенин находит свой оригинальный ответ: Пушкин использовал лишь

нужную ему версию— чувство зависти к гению, которое может перерасти в не-

нависть. Он поглощён поэзией Гейне, который для него «родная душа», цитирует

персидских поэтов: Фирдоуси, Хайяма, Саади (позже их знание сориентирует

его на создание цикла стихов «Персидские мотивы»), прозу Лермонтова («Та-

мань»), читает современных поэтов: Пастернака, Маяковского, Мандельштама

и др. Близко знавший Есенина в 20-х годах Матвей Ройзман отзывался о нём,

как человеке трудолюбивом, обладавшем немалой эрудицией и прекрасным

мышлением. Интеллект поэта чрезвычайно широк: его интересует современная

эстрада, он покорен пением Надежды Плевицкой, любит слушать народные пес-

ни, и сам с большим чувством поёт «Расстались мы», «Прощай радость, жизнь

моя», его любимый романс на слова Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

Часто бывает у цыган, наслаждаясь их таборным пением. Один из эпизодов та-

кого посещения становится «предметом» поэзии: на загаданное желание поэта

попугай вынул кольцо, его надела на палец ему старая цыганка. Так родились

строки: «Коль гореть, так уж гореть сгорая,/ И недаром в липовую цветь/ Вынул

я кольцо у попугая,/ В знак того, что вместе нам гореть./То кольцо надела мне

цыганка…»). Позже кольцо было подарено Софье Толстой. О том, как Есенин

обогащал свой художественный мир, можно написать десятки страниц. Путь его

в большой литературный мир был стремителен и уникален.

Приехав в Москву по решению отца, который устроил его в лавку купца

Крылова, он поступает в народный университет им. Шанявского с обучением

в два года, посещает Суриковский музыкально-поэтический кружок. И много

читает и пишет. Издательства его печатают без оговорок. Профессор Москов-

ского университета П. Сакулин, прочитав стихотворение «Выткался над озером

алый цвет зари», был покорен и очарован. Но своенравная Северная Пальми-

ра, задающая тон искусству, молчит — разосланные по издательствам стихи

остаются невостребованными: без авторитетной рекомендации не обойтись.

Её организует А. Блок. В марте 1915 г. С. Есенин приезжает в Питер и прямо

с вокзала отправляется к нему. Прочитав несколько стихотворений рязанского

поэта, А. Блок, с безукоризненным чутьем великого художника понял, какой

огромный талант пришёл в русскую литературу. «Стихи свежие, чистые, голо-

систые, многословный язык» — так оценил он невиданное поэтическое явление

большому литературному миру. Двери столичных издательств широко открылись

перед лириком из народа.

Но что же так поразило в стихах С. Есенина элитарный петербургский мир,

ведь ко времени его появления крестьянские поэты уже публиковали свои избя-

ные откровения в столичных издательствах? А. Блоку, например, импонировали

многие стихи Н. Клюева. Но их истоки исходили из недр старообрядческих

общин. И уже после «Избяных песен» А. Блок заметит: «непонятно, куда и

зачем зовёт» читателя поэт. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять тот

Людмила Малюкова «Я сердцем никогда не лгу»