10
Кавказ поэт зачитывался романом Флобера «Мадам Бовари». А когда 1918 году
в Москве группа имажинистов, в которую входил и С.Есенин, открыла книжную
лавку «Ассоциация художников слова», он, заняв с утра укромное место, пере-
читывал все книги, которые в ней имелись. Характерно, что это было активное
чтение, которому нужен был собеседник. Так, прочитав поэму Пушкина «Моцарт
и Сальери» и задавшись вопросом: зачем нужно было Сальери, придворному
капельмейстеру, обласканному властью, «купавшемуся в золоте», травить Мо-
царта, С.Есенин находит свой оригинальный ответ: Пушкин использовал лишь
нужную ему версию— чувство зависти к гению, которое может перерасти в не-
нависть. Он поглощён поэзией Гейне, который для него «родная душа», цитирует
персидских поэтов: Фирдоуси, Хайяма, Саади (позже их знание сориентирует
его на создание цикла стихов «Персидские мотивы»), прозу Лермонтова («Та-
мань»), читает современных поэтов: Пастернака, Маяковского, Мандельштама
и др. Близко знавший Есенина в 20-х годах Матвей Ройзман отзывался о нём,
как человеке трудолюбивом, обладавшем немалой эрудицией и прекрасным
мышлением. Интеллект поэта чрезвычайно широк: его интересует современная
эстрада, он покорен пением Надежды Плевицкой, любит слушать народные пес-
ни, и сам с большим чувством поёт «Расстались мы», «Прощай радость, жизнь
моя», его любимый романс на слова Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».
Часто бывает у цыган, наслаждаясь их таборным пением. Один из эпизодов та-
кого посещения становится «предметом» поэзии: на загаданное желание поэта
попугай вынул кольцо, его надела на палец ему старая цыганка. Так родились
строки: «Коль гореть, так уж гореть сгорая,/ И недаром в липовую цветь/ Вынул
я кольцо у попугая,/ В знак того, что вместе нам гореть./То кольцо надела мне
цыганка…»). Позже кольцо было подарено Софье Толстой. О том, как Есенин
обогащал свой художественный мир, можно написать десятки страниц. Путь его
в большой литературный мир был стремителен и уникален.
Приехав в Москву по решению отца, который устроил его в лавку купца
Крылова, он поступает в народный университет им. Шанявского с обучением
в два года, посещает Суриковский музыкально-поэтический кружок. И много
читает и пишет. Издательства его печатают без оговорок. Профессор Москов-
ского университета П. Сакулин, прочитав стихотворение «Выткался над озером
алый цвет зари», был покорен и очарован. Но своенравная Северная Пальми-
ра, задающая тон искусству, молчит — разосланные по издательствам стихи
остаются невостребованными: без авторитетной рекомендации не обойтись.
Её организует А. Блок. В марте 1915 г. С. Есенин приезжает в Питер и прямо
с вокзала отправляется к нему. Прочитав несколько стихотворений рязанского
поэта, А. Блок, с безукоризненным чутьем великого художника понял, какой
огромный талант пришёл в русскую литературу. «Стихи свежие, чистые, голо-
систые, многословный язык» — так оценил он невиданное поэтическое явление
большому литературному миру. Двери столичных издательств широко открылись
перед лириком из народа.
Но что же так поразило в стихах С. Есенина элитарный петербургский мир,
ведь ко времени его появления крестьянские поэты уже публиковали свои избя-
ные откровения в столичных издательствах? А. Блоку, например, импонировали
многие стихи Н. Клюева. Но их истоки исходили из недр старообрядческих
общин. И уже после «Избяных песен» А. Блок заметит: «непонятно, куда и
зачем зовёт» читателя поэт. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять тот
Людмила Малюкова «Я сердцем никогда не лгу»