Previous Page  11 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 186 Next Page
Page Background

11

ДОН_новый 15/3-4

исконный образный мир, который таил в себе песенный стих С. Есенина. Более

наглядно он открывается в его статье «Ключи Марии», опубликованной в 1918

году, и отразившей «квинтэссенцию» всей образной доминанты.

В этой статье он обращается к проблеме развития искусства через его

культурно-образовательную систему знаков. Быт и искусство объявляются в ней

неотделимыми, а «исходной отраслью»—орнамент, ключ к которому до сих пор

не найден учёными, —в «абрисе хозяйственно-бытовой жизни», в том «прекрас-

ном полотенце, изображающем через шёлк и канву символическое древо, которое

означает семью». И неважно, что в Иудее это имя носило Маврикийский дуб и

к нам пришло с приходом христианства. Этот Маврикийский дуб был символом

семьи у всех народов мира. «Всё от древа жизни» — вот представление нашего

народа. И сам человек виделся себе подобием древа (ствол-туловище, сучья-руки,

ветви-пальцы, листья-ногти…) Развивая эту орнаментальную идею, далее поэт

утверждал: «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьках

крыльца… есть великая значная эпопея исходу миру и назначению человека».

Конь, как в египетской, греческой, римской, так и русской мифологии ничто

иное, как «знак устремленности». Но только русский мужик догадался посадить

его на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице — этой «чистой черте

скифии с мистерией вечного кочевья: «Я иду в твои лона и пастбища» говорит

мужик, запрокидывая голову конька в небе». Так, рассматривая всю орнамен-

тальную эпопею с переплетением духа и знаков, С. Есенин переходит к стадии

искусства словесного с его оригинальной лепкой слов и образов мифических и

апокрифических произведений. Именно в них, он утверждает, выражены «знаки

духа», из которых простолюдин составил свою «избяную литургию» понятий и

отношений к миру, преодолевая тайну мирозданья «земными уподоблениями».

В таком контексте солнце уподоблялось колесу, луна — зайцу, звёзды— заячьим

следам, облака «взрычали, как волки». На такой образности построен и весь наш

алфавит непрочитанной грамоты. Стремление к ней поэт объясняет и возможно-

стью заменить ряд длинных и сложных определений краткими. «Если разобрать

таким образом всю мыслительно-творческую значимость,— утверждал он, —

мы бы постигли все составные части в строительстве избы нашего мышления,

увидели, как сочетаются звуки, постигли бы тайну гласных и согласных, в спайке

которых скрыта печаль земли по браку с небом». Он высказывает сожаление,

что его время не знает этой «завязи», ибо чем она жила в Данте, Шекспире и

других великих художников, через нынешнее искусство прошла «мёртвой тенью».

«Звериные крикуны» и «безмозглая критика» идиотического состояния городской

массы подменили эту завязь «безмозглым лязганьем железа Америки и рисовой

пудрой на выпитых щеках столичных проституток». Единственным, едва тлею-

щим хранителем этой завязи осталась полуразбитая деревня. Поэт надеется, что

с свершением революции произойдёт «чудесное исцеление» и деревня «родит»

ещё более просветлённое «чувствование» новой жизни.

«Ключи Марии» создавались в начале революции, когда С. Есениным овла-

девала буйная мечта об обновлённой «райской» России. Но весь этот его «вы-

сказанный» образный строй был плодом более раннего раздумья, органически

включался в его «допитерский» период: многогранным световым потоком он

врывался в его мир своеобразными «сравнениями заставками», разветвлённы-

ми метафорическими рядами типа: «Жёлтые поводья месяц уронил», «Осень

— рыжая кобыла чешет гриву», «Роща синим мраком кроет голытьбу», «Пля-