Previous Page  9 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 186 Next Page
Page Background

9

ДОН_новый 15/3-4

зажиточного деда, в доме которого устраивались «всякие венчаные и невенчаные

свадьбы», где звучали духовные стихи, по субботам бабка «таскала в монастырь»,

нянька рассказывала любопытные сказки? А вокруг благоухала роскошная рус-

ская природа: она захватывала, покоряла, влекла таинственностью и разнообра-

зием. Как случилось, что в «русской глубинке» возникли золотые россыпи такой

поэзии, которая поразила и корифеев столичного культурного мира? Эти вопросы,

как, впрочем, немало и других такого плана, освещались не раз. И тем не менее

их «загадка» остаётся и поныне. Один из потаённых её ключей — стремление

поэта освоить и воплотить глубинный мир поэзии, её законы и историю.

Вопреки ряду утверждений о малой образованности С. Есенина, его куль-

турный уровень был весьма высок. Сам он о себе говорил, что творческий дар

пробудился к восьми годам, а читать начал с пяти лет, в двенадцать отдали в

учительскую школу в Спас-Клепики, где он «перечитал три библиотеки». Его

переписка с однокашником Григорием Панфиловым открывает не только из-

рядную эрудицию, но и стремление к глубокому самостоятельному мышлению:

письма заполнены именами писателей-классиков (Белинский, Пушкин, Лер-

монтов, Некрасов, Надсон, Тургенев, Толстой, Никитин, Кольцов, Бодлер…),

современников (Блок, Брюсов, Ропшин... ), он их цитирует, по-своему оценивает

и — размышляет над строками сочинений, ищет истину жизни, которую никак

не может ни ухватить, ни постигнуть. С упоением перечитывает Евангелие и,

кажется, находит символ для своего ориентира: Христос. Но особый, земной,

не тот, которому поклоняются в храме. «Христос для меня совершенство, —

утверждает он. — Но я не так, как другие верую в него: те веруют из страха,

что будет после смерти. А я чисто и свято, как в человека, одарённого светом

и благородною душою, как в образец следования любви к ближнему». За этим

идут мучительные сомнения, не знающие исхода: «Жизнь. Я не могу понять её

назначение, а ведь и Христос не открыл цели жизни. Он указал только как жить,

но чего этим можно достигнуть, никому неизвестно». Подобные рассуждения

без чёткого «ориентира» порою переходили в толстовско-христианские обобще-

ния: «Гриша, люби и жалей льстецов, преступников, подлецов, и страдальцев,

и праведников. Ты мог и можешь быть каждым из них». Вероятно, поэту был

знаком и роман Л. Толстого «Воскресенье» с его эпизодом в тюремной камере,

где старуха, узнав о судьбе Катюши Масловой, скажет: «От тюрьмы да от сумы

никогда не зарекайся». Впрочем, эта идея могла прийти к нему и непосредствен-

но из народной среды. Немногим позже он посвятит ей целое стихотворение «В

том краю, где жёлтая крапива» — о людях в кандалах, бредущих «по песчаной

дороге» «до сибирских гор». Его строки, исполненные сострадания, апеллиро-

вали непосредственно к народному восприятию: «Все они убийцы или воры,/

Как судил им рок,/ Полюбил я грустные их взоры/ С впадинами щёк… Я одну

мечту, скрывая, нежу,/ Что я сердцем чист,/Но и я кого-нибудь зарежу/ Под осен-

ний свист. /И меня по ветряному свею,/ По тому ль песку,/ Поведут с верёвкою

на шее/ Полюбить тоску». В «Записках из мёртвого дома» Ф. Достоевского

есть такая же трагическая страница, скрепленная авторским «уточнением»: «В

народе таких людей называют несчастными, а их преступления несчастьями».

Подобного рода откровения С. Есенина важны уже тем, что выводили его на

путь философского соприкосновения с классиками, открывали возможность

проникновения в глубинную суть человеческого характера.

Друг С. Есенина А. Мариенгоф вспоминал, как даже во время поездки на