Previous Page  8 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 186 Next Page
Page Background

8

Людмила Малюкова «Я сердцем никогда не лгу»

жестокой безвестности (Н. Клюев, С.Клычков, П. Орешин, Б.Корнилов). Не оста-

лись и места их погребения. А на могиле С.Есенина на Ваганьковском кладбище

со дня его гибели и до наших дней неистощимый людской поток. В нём, конечно,

немало стихийного, побуждаемого скорее не столько знанием удивительной

поэзии и истинной любви к ней, сколько открытым ажиотажем вокруг личности

поэта. Мне приходилось наблюдать, как из толпы, вдруг кто-то «шаткий», «под

есенинского» героя», вырывался читать стихи, запинаясь на второй строке или

беспощадно перевирая их. Грань между Есениным, большим русским поэтом,

и «есенинщиной» не стёрлась и в наш век колоссальной глобализации. Но вот

что удивительно: Есенин был воспринят самыми различными социальными

слоями, людьми неоднозначного культурного уровня. Его с интересом читали

правители (Бухарин, Дзержинский, Калинин, Киров, Луначарский, Троцкий),

многие представители творческой интеллигенции были покорены им, народ чтил

и боготворил, а «деклассированные элементы» считали его «своим в доску». И

невольно возникает вопрос: не была ли одной из причин этой «зачарованности»

ёмкая афористичность его философских обобщений, бьющих по самому обо-

стрённому нерву? Вот только некоторые из них: «Жизнь — обман с чарующей

тоскою», «Жизнь нужно легче, жить нужно проще/ Всё принимая, что есть на

свете», «Коль гореть, так уж гореть сгорая», «Пейте, пойте в юности/ Бейте в

жизнь без промаха», «Все успокоились, все там будем,/ Как в этой жизни радей,

не радей», «Как мало пройдено дорог, /Как много сделано ошибок», «Вот также

отцветём и мы, / И отшумим, как гости сада», «Если тронуть страсти в человеке,/

То, конечно, правды не найдёшь»… Но ведь подобными афоризмами уже рас-

полагала отечественная литература. Ностальгические строки М. Лермонтова:«И

жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,/ Такая пустая и глупая

шутка», безысходно трагическое откровение С. Надсона: «Жизнь—это серафим

и пьяная вакханка./ Жизнь — это океан и тесная тюрьма», элегические открове-

ния умудрённого жизненным опытом И.С. Тургенева, к которым неоднократно

обращался и С. Есенин: «Нужно спокойно принимать её (жизни) немногие дары,

а когда подкосятся ноги, сесть близ дороги и глядеть на проходящих без зависти

и досады: и они далеко не уйдут». Однако очаровал и заворожил русскую душу

с какой-то тайной грустью и печалью «песенный» стих С. Есенина. По всей

вероятности, тайная сила его, прежде всего, в том народном мироощущении,

которое с непостижимой силой покоряло и спрягало в себе «всё живое с осо-

бой метой»в единый нерасторжимый поток движения, в котором переплелись и

органический человеческий «фактор», идущий к своему необратимому концу,

и вечный круговорот природной стихии с её очарованием грусти увядания и

возрождения, и тот катастрофический эпохальный разлом, который уничтожал

исконно традиционное и перекраивал личность. В условиях социальных потря-

сений, в экстремальные моменты истории идея конечности человеческой жизни

принимала особенно острые формы. Русский характер, о котором И. Бунин

писал: «Сам народ говорит о себе: из нас, что из древа: то дубина, то икона, в

зависимости, кто её обрабатывает: Емелька Пугачёв или Сергей Радонежский»,

трансформировал себя в крайних проявлениях. Вся поэзия С. Есенина — это

непрерывный порыв от умиротворенности, смирения к бунтарству и мятежу,и

возвращения к покою — трагически безнадёжному.

Но где и как всё это зарождалось в непритязательном мире крестьянского

парня из Рязанской губернии, получившего воспитание в семье религиозного