Previous Page  175 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 175 / 224 Next Page
Page Background

175

ÄÎÍ_íîâûé 14/3-4

свинца», а у нас на 2000 вёрст — огромное пространство, на котором можно

«замотать, окружить и уничтожить любую армию», на него не хватит даже

проволоки, ни то что артиллерии, — и «всё-таки французская тактика». Что

же касается тыла, он также катастрофичен: «Наверху — мистика, Вера в Бо-

жественный промысел…Посередине глубокое недовольство и желание пере-

мены — хотя бы и революции… Кругом разврат небывалый. В Петрограде

так веселятся, как никогда». Разумеется, при таком ужа-сающем положении

дел у Саблина возникает вопрос: как же не бороться и не донести об этом

верхним эшелонам власти. Но в ответ он слышит неутешительное: «Писать

доклады, проекты? Всё кладётся под сукно».

Очень скоро Саблин все эти картины увидит собственными глазами.

Встретившись со своим когда-то вышколенным строевым корпусом, он с

трудом узнаёт его: «безразличные тупые лица», в грязных, старых шинелях,

большинство без погон, оборванные, в лаптях, опорках, башмаках, редко в

сапогах, они не отдавали чести, не знали ружейных приёмов. Его поразило

то, что они были либо очень молодые, либо старше 30 лет: «середина»—вы-

бита, уничтожена. «Настоящих солдат в России не осталось», лишь «сырой

материал». И он вспомнил уроки тактики и стратегии: «Армии, разбитые

на полях сражения, разбиты задолго до самого сражения». С этого момента

Саблин понял непоправимость случившегося: армия обречена на гибель. А

с ней и Россия. Неуправляемая стихия бушевала по бескрайним просторам

страны. Писатель поверяет трагические события сознанием, прежде всего,

представителей военной среды самых различных чинов и званий. Своео-

бразный итог подводит старый унтер-офицер, слушая пламенную речь «о

завоевании революции» Керенского, отправляющего в изгнание императо-

ра и его семью: «Да где же эти завоевания, когда почитай по всему фронту

наши отступили, а по всей армии, слыхать, бунты идут!» Роман завершается

потрясающей катастрофой. Отчаливает от родных берегов в изгнание много-

страдальная Россия. Но как велика вера её в возрождение! Один из истинных

патриотов — Осетров уверяет: «А выживет Россия. Выживет. Сильная она

до чрезвычайности … Нет сильнее её… И вымирала и выгорала не раз, а

вставала всякий раз лучше и красивее».

Каждое историческое время выдвигает свой образец романа, концепция

которого формируется под знаком судьбы самого автора. Роман П. Краснова

был завершён в 1922 году, последняя книга А. Толстого «Хождение по мукам»

— 22 июня 1941 года, М. Шолохова «Тихий Дон» — в 1940. Но ещё не за-

кончилась Великая Отечественная война, а у Б. Пастернака, поэта-лирика, не

склонного до сих пор к эпической прозе, возникает, по его словам, «состояние

физической мечты» о книге «с дымящейся совестью», «переворотом в размере

мировом», где история воспринимается, как «вторая вселенная», а главный

герой —Юрий Живаго — «равнодействующая» между Блоком и собой.

«Доктор Живаго», отданный автором для прочтения итальянскому жур-

налисту, аккредитованному в СССР, не был возвращён адресату, и вскоре

вышел в свет в Италии. Присуждение Б. Пастернаку Нобелевской премии

вызвало волну безумного негодования. Но вот как писатель отвечал пред-

ставителю ЦК на призыв «покаяться»: «Я написал то, что думаю, и по сей

день остаюсь при этой мысли. Может быть, ошибка, что я не утаил его от

других. Уверяю Вас, я бы его скрыл, если бы он был написан слабее. Но он