Previous Page  178 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 178 / 224 Next Page
Page Background

178

«Óæàñîì ðàçúÿâøèõñÿ âðåì¸í...»

Великий философ А.Ф. Лосев эпопее «Красное колесо» дал исключитель-

ную оценку, утверждая, что она «лучше Толстого. Толстой, конечно, хорош,

но у него не было всемирного катастрофизма». И далее, ссылаясь на оценки

классиков Д. Мережковского, он заметил: «Толстой гениален в изображении

страстей тела, а Достоевский в изображении страстей души и тела. А вот это

уже я, Лосев, говорю: Солженицын гениально изображает страсти социаль-

ные. И в этом ему помогает его время такое ужасное. Социальные страсти,

состояние невроза, когда люди сами себя не понимают, на мелочи реагируют

сильно, на сильные — мелочно».

Но что же необычного в этом произведении А.Солженицына, которое

он считал основным делом своей жизни? Прежде всего, перед нами совер-

шенно неведомое произведение по жанру: эпопея-исследование, которая

охватывает огромное географическое пространство всех воюющих сторон

(фронтыЮго-Западный, Кавказский, Северо-Западный, Восточный), жизнь

Петербурга и Москвы, российской провинции, Дона и Кубани… Наряду

с вымышленными героями включаются целые ряды героев исторических

(Самсонов, Ренненкампф, Кутепов, Алексеев, Гучков, Милюков, Шульгин,

Коллонтай, Ульянов, Шляпников и т.д.) Порою имена слегка изменены, и у

них есть свои прототипы (писатель, донской казак Ковынев — Ф. Крюков,

студент Саня Лаженицын — Исай Солженицын, отец писателя). В эпопее

воссоздана колоритно и широко сама эпоха с её нравами и достопримечатель-

ностями, начиная от популярных папирос «Дядя Костя» и введённого на время

войны «сухого» закона, который ловко нарушался в питейных заведениях,

до модных одежд не только в столицах, но и в деревнях. Символично само

название романа. Впервые Красное колесо возникает в сознании генерала

Воротынцева (героя, несомненно, близкого автору) во время боя. Состоявшее

из трёх ободов: серебряного, голубого и красного, оторвавшись от телеги и

ярко вспыхнув, оно теряет первые два цвета, но красный переходит в алый

и в кроваво-багряный. И вот оно всё больше набирает силу: «Но почему оно

катится само? И вдруг свалилось». Впрочем, образ Красного Колеса возникает

гораздо раньше: в разгорячённом мозгу, воспламенённого идеей революции

Ульянова-Ленина, живущего много лет в эмиграции и с азартом разгоняющего,

пока безуспешно, кровавое колесо русской истории. В движение его приведёт,

постепенно разгоняя до невероятной силы и скорости, война. В эпопее есть

образ, органично связанный с ним, плавящегося кристалла, природу которого

объясняет молодым людям социал-демократ Версанофьев: сначала его плавка

идёт очень медленно, но, в результате «разогрева», движение ускоряется, и

когда происходит «разъединение кристаллов в межузолье», следует «плавка»

и тогда уж нет силы, которая могла бы остановить это «распадение».

А. Солженицын постепенно раскручивает перед нами роковую пружину

российской истории. Вот с объявлением войны московские площади бурлят

патриотиче-скими призывами типа: «На защиту братьев-славян!» И как все

уверены: за три месяца кончим войну! Солдатский окоп, офицерский блиндаж,

Ставка, безалаберщи-на и путаница в исполнении приказов, рассогласован-

ность действий на фронтах. Словно на широкоформатной кинопанораме

открывается кадр за кадром жуткий разгром армии генерала Самсонова, 3-й

армии на Юго-западном фронте. Оторвавшиеся от своих, бредут из окруже-

ния солдаты; не ведая, что «свои», по ним открывают огонь… Исторический

пласт переходит в философский, политический, экзистенциальный. Человек