Previous Page  174 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 174 / 224 Next Page
Page Background

174

«Óæàñîì ðàçúÿâøèõñÿ âðåì¸í...»

им верите? Стадо баранов, подкупный низкий русский чёрный народ, который

пойдёт за тем, кто покажет ему лучшую приманку». Немногим позже больше-

вик Коржиков выскажет такую же мысль: «…Пролетариат пойдёт, как раб, за

тем, кто поразит его воображение». При этом, в отличии от «революционного»

генерала, этих «рабов» он сумеет направить по нужному ему роковому пути.

Но, пожалуй, самый чудовищный разговор у Саблина произойдёт во фронто-

вой полосе с офицером-масоном Верцинским, как воплощением «бесовской

силы», словно вышедшей со страниц пророческого романа Ф. Достоевского

«Бесы» (Неслучайно у него «дьявольские» глаза: «зеленоватые, больные и

злобные, приковывающие к себе, как змея»). Встретившись в блиндаже с

Саблиным, он пророчествует ему о будущем России и «силе» невидимых

«семидесяти мудрецов», которые тайно правят миром. О своей вожделённой

мечте он заявляет: «А если в этом садизме воспитать молодёжь? А? Создать

этих смелых людей. Будем, как боги!.. И алое знамя революции, и задорные

звуки шалящей марсельезы! Но слушайте, слушайте! — Бога нет, Евангелие

никто не читает…Убийство — не преступление. Любовь — есть просто жи-

вотный акт без всяких прелюдий. Собственность — кража. Всё позволено,

всё можно…Это будет стадо. Панургово стадо, которым легко будет править

тем семидесяти мудрецам, что сидят наверху. Это будут рабы их… Вера,

надежда, лю-бовь, слава, честь, честность, неприкосновенность личности,

собственность —они будут свободны от всего этого…» Всю эту чертовщину

Саблин назовёт бредом и сумасшествием. Между тем, Верцинский её уже

примеряет, особенно к молодёжи. Но вот что примечательно: там, где лич-

ность обладает корневыми, духовными принципами, она отторгала её. Алёша

Карпов, которому Верцинский внушает, что его любовь к старшей царевне

Татьяне — «глупая болезнь», а сама она, как и весь род монарха, — «про-

дукт вырождения», и «чем наглее вы будете действовать, тем больше у вас

шансов на успех», с возмущением отвечает: «Но, если вы на этой мер-зости

и грязи построите русскую революцию, то что же она будет представлять из

себя, как не ужасную мерзость… И ни в какую революцию я не верю! Мы,

казаки, не допустим этого!» Но Карпов героически погибает: такие гибли в

первую очередь. Армия утрачивала свой патриотический потенциал, а Россия

теряла армию, без которой ей не устоять. Разрушающие идеи Верцинского

благополучно падали в «сырую» массу.

Действие второй книги начинается с конца 1916 года, — с назначения Са-

блина командиром в другую дивизию. Но что он видит? Главнокомандующий

Пестрецов рисует ему удручающую картину состояния армии и общественной

среды: командиры дивизии, всю жизнь просидевшие в уютных кабинетах

управления, «страдают медвежьей болезнью от звуков пушечной стрельбы»

и отличить не могут полка от дивизии, новый состав офицеров, это «новое

поливановско-гучковско-думское изобретение («всякий студент и гимназист

может стать офицером, пройдя 4-х месячные курсы»), совершенно ужасен:

полное отрицание войны и неприятие дисциплины. Они «не знают, как по-

дойти к солдату и что с ним делать», и «серая скотинка» это уже хорошо по-

няла: «есть уже случаи отказа идти на позицию под влиянием прапорщиков»,

а «подле боевой армии растёт какая-то новая политическая армия, и кто её

знает для чего». Далее Пестрецов переключает разговор на тактику войны,

где не менее тягостно: «все помешались на Западном фронте», у французов

фронт на 400 километров и «по три дивизии стоят в затылок, море стали и