Previous Page  180 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 180 / 224 Next Page
Page Background

180

«Óæàñîì ðàçúÿâøèõñÿ âðåì¸í...»

Преждевременный мир привёл бы Россию к беде». А в ответ он слышит:

«Если мы не уничтожимся, вот это и будет победа, после всех глупостей…

Не о союзниках мы должны думать, а о своём народе. А эти союзники до-

вольно на нас покатались, хватит. Все войны они и вели для своей выгоды,

а только мы, болваны, без толку суёмся. Я иногда думаю, что хитро нас

впутали в эту войну: союзники нуждались осадить Германию, — а хорошо

это сделать русскими руками: заодно и Россия крахнет внутри… Так пусть

они свою победу берут, а нам нужно только не уничтожиться». Вопрос о

том, что рациональнее: «замирение» или продолжение войны, в этом споре

останется открытым. Но вся взбудораженная российская атмосфера, кото-

рую так многосторонне воспроизводит А. Солженицын, подводит к неопро-

вержимому выводу: воевать в условиях бунтующего фронта и тыла, страна

не может. В раскалённых массовых сценах захвата рабочими «запасных

частей», в ди-ких погромах магазинов и питейных заведений, в болезнен-

ных психических про-цессах толпы, в негодующих выкриках на улицах

Петрограда типа: «Не умеете воевать, кончайте!», «Надо бить немца сперва

внутреннего!» начинает возникать весь ужас неуправляемого хаоса. Между

тем, писатель проникает и в «стратегические тайны» «сильных мира сего»:

промышленников и олигархов власти, наживающих капиталы на военных

поставках и готовивших государственный переворот. Осо-бенно впечатляет

образ всесильного Гучкова. С виду «средний интеллигентный купец», «душа

Москвы», человек, которого боится сам царь и люто ненавидит царица, со

всей уверенностью заявляет: «С этим бездарным правительством не выиграть

войну… Государя, неразлучного со своей ведьмой, надо заставить покинуть

престол. Дворцовый переворот—единственное спасение России». Эта якобин-

ская речь вначале воспринимается, будто бы, как патриотическая. Но художник

А. Солженицын уже при первом появлении персонажа акцентирует внимание

на таких его деталях, которые подспудно вселяют сомнение в искренности

его гражданского сознания: «комнатная фигура, благообразность, рыхлость,

осторожные движения…» К тому же, широкий купеческий размах в самом

фешенебельном столичном ресторане, где стол ломится от экзотических яств

для приглашённых военных спецов с надеждой на их поддержку заговора,

ещё более усиливает это сомнение. Умён, хитер и зловещ— таким предстает

в итоге Гучков. Предчувствуя революцию и прекрасно понимая, что в России

она будет ожесточённее, чем «в приличной Франции 48 года», он уверен,

что её можно остановить только «дворцовым переворотом». «Если мы до-

пустим, чтобы нашего монарха свергали революционеры, пишите пропало!

— готовьте шеи для гильотины! — утверждает он. — Надо не моргать, не

ушами хлопать в ожидании милой революции, а нашим разумом, нашей волей

—революцию остановить! —Или обойти…Если сдвинется масса—рухнет

и государство, рухнет и вся Россия. Революция — это провал фронта». Про-

тивники такой позиции тут же найдутся, и не без оснований. Поражённый

генерал Свечин ответит: «Во время войны — государственный переворот?

Да всё ж поползёт, развалится!» Он выступит с разоблачительной речью: «А

почему за всё вы дерёте в два дорога? Почему казённая пушка стоит 7 тысяч,

а ваша 12? Всей общественностью проталкиваете через министерство высо-

кие цены…Строите заводы, где и не нужны, только бы казённые погубить. А

железная дорога планами 1922 года зачем занимается? А социал-демократы

зачем там сидят при вас? Неужели о свободе радеют? И не вынюхивают, как