Previous Page  173 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 173 / 224 Next Page
Page Background

173

ÄÎÍ_íîâûé 14/3-4

друг к другу так, что Козлов чувствовал острые плечи Железкина сквозь его

шинель. Оба ели холодное мясо консервов, доставая его руками. Их думы

были одинаково просты, и скованны они были на такое житие надолго». В

свою очередь и солдатская масса свято почитает офицеров, повинуясь их

приказам и проявляя высокое чувство патриотизма. По колено в ледяной

воде воины наводят стратегически важный бревенчатый мост. И когда кто-то

из рабочих бросает реплику: «Все простудятся, все помрут», следует ответ:

«Ну, что ж поделаешь. А нам мост нужен. На то и война». Добровольно на

верную смерть вызывается идти юный хорунжий Алёша Карпов, чтобы

дать возможность прорваться всему полку. И главный герой романа генерал

Саблин — личность неординарная: человек чести и мужества, прошедший

очищение войной и ставший мучеником революционной стихии, изобража-

ется в контексте «высокого». Раненный в одном из боев, лёжа на поле боя,

он видит перед собой «синее бездонное небо», в его сознании проносится

мысль: всё ли им сделано до конца, — что, несомненно, отсылает к эпизоду

ранения князя Андрея Болконского под Аустерлицем (Л. Толстой «Война и

мир»). Но всем ходом событий, вольно или невольно, автор, в результате,

приводит его к признанию, характерному для «идеального» героя: «он знал

только власть света, власть тьмы ему была непонятна». Эта «бесовская сила»

и погубила его.

Впервые глубокое расхождение во взглядах на войну возникает в диалоге

двух генералов. В ответ на заявление Пестрецова о том, что войну нужно

вести «во имя честности», чтобы выполнить свой долг перед союзниками,

Самойлов с возмуще-нием констатирует, что в политике честности не быва-

ет: «Не надо таскать своими голыми руками горячие каштаны для других…

Нельзя освободить Европу и губить Россию… Какое нам дело до Англии и

Франции? Ведь мы Россия. И нам дороги только свои, русские интересы. Пора

стать эгоистами и понять, что эту войну нас заставили вести во вред нашим

интересам». Как выход из «тупиковой ситуации», он предлагает заключить

мир. Извечные русские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?», в результате

затяжной войны, в романе будут накаляться стремительно, захватывать самые

разные социальные круги, включая армейские «сверху-донизу». Судорожное

напряжение в поисках «выходов» из неминуемой катастрофы будет расти и

ветвиться. Но все эти поиски не выходят из «разрушающего круга». Харак-

терно, что писатель проводит их через восприятие Александра Саблина. Гене-

рал Репнин посвящает его в заговор своего союза, считая главным виновником

—ненавистного Распутина, которого следует уничтожить. (На что Саблин

отвечает, согласно «идеалистическим» принципам: «Какие бы цели ни были,

— способы не красивы, а мы созданы для красивых дел»). Дядя Саблина,

генерал в отставке, открывает ему цель своего тайного сговора: удалить мо-

нарха и установить Учредительное Собрание, и «тогда победа» в единстве

с союзниками («Россия без Европы — ноль. Кажется, у Достоевского: «У

русского человека — два отечества: Россия и Европа», — утверждает он).

Общественный деятель Поливанов, делая ставку на народ, говорит Саблину:

«Если вы хотите победить, вы должны понять, что надо идти с народом, а не

с монархом». А на реплику «Царь и народ едины» заявляет, что это уже в про-

шлом. Между тем, в разговоре с «революционным генералом» Самойловым,

сторонником «маленького дворцового переворота», Саблин, заметив, что его

надежда и опора — солдаты, получает ещё один сокрушительный удар: «Вы