173
ÄÎÍ_íîâûé 14/3-4
друг к другу так, что Козлов чувствовал острые плечи Железкина сквозь его
шинель. Оба ели холодное мясо консервов, доставая его руками. Их думы
были одинаково просты, и скованны они были на такое житие надолго». В
свою очередь и солдатская масса свято почитает офицеров, повинуясь их
приказам и проявляя высокое чувство патриотизма. По колено в ледяной
воде воины наводят стратегически важный бревенчатый мост. И когда кто-то
из рабочих бросает реплику: «Все простудятся, все помрут», следует ответ:
«Ну, что ж поделаешь. А нам мост нужен. На то и война». Добровольно на
верную смерть вызывается идти юный хорунжий Алёша Карпов, чтобы
дать возможность прорваться всему полку. И главный герой романа генерал
Саблин — личность неординарная: человек чести и мужества, прошедший
очищение войной и ставший мучеником революционной стихии, изобража-
ется в контексте «высокого». Раненный в одном из боев, лёжа на поле боя,
он видит перед собой «синее бездонное небо», в его сознании проносится
мысль: всё ли им сделано до конца, — что, несомненно, отсылает к эпизоду
ранения князя Андрея Болконского под Аустерлицем (Л. Толстой «Война и
мир»). Но всем ходом событий, вольно или невольно, автор, в результате,
приводит его к признанию, характерному для «идеального» героя: «он знал
только власть света, власть тьмы ему была непонятна». Эта «бесовская сила»
и погубила его.
Впервые глубокое расхождение во взглядах на войну возникает в диалоге
двух генералов. В ответ на заявление Пестрецова о том, что войну нужно
вести «во имя честности», чтобы выполнить свой долг перед союзниками,
Самойлов с возмуще-нием констатирует, что в политике честности не быва-
ет: «Не надо таскать своими голыми руками горячие каштаны для других…
Нельзя освободить Европу и губить Россию… Какое нам дело до Англии и
Франции? Ведь мы Россия. И нам дороги только свои, русские интересы. Пора
стать эгоистами и понять, что эту войну нас заставили вести во вред нашим
интересам». Как выход из «тупиковой ситуации», он предлагает заключить
мир. Извечные русские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?», в результате
затяжной войны, в романе будут накаляться стремительно, захватывать самые
разные социальные круги, включая армейские «сверху-донизу». Судорожное
напряжение в поисках «выходов» из неминуемой катастрофы будет расти и
ветвиться. Но все эти поиски не выходят из «разрушающего круга». Харак-
терно, что писатель проводит их через восприятие Александра Саблина. Гене-
рал Репнин посвящает его в заговор своего союза, считая главным виновником
—ненавистного Распутина, которого следует уничтожить. (На что Саблин
отвечает, согласно «идеалистическим» принципам: «Какие бы цели ни были,
— способы не красивы, а мы созданы для красивых дел»). Дядя Саблина,
генерал в отставке, открывает ему цель своего тайного сговора: удалить мо-
нарха и установить Учредительное Собрание, и «тогда победа» в единстве
с союзниками («Россия без Европы — ноль. Кажется, у Достоевского: «У
русского человека — два отечества: Россия и Европа», — утверждает он).
Общественный деятель Поливанов, делая ставку на народ, говорит Саблину:
«Если вы хотите победить, вы должны понять, что надо идти с народом, а не
с монархом». А на реплику «Царь и народ едины» заявляет, что это уже в про-
шлом. Между тем, в разговоре с «революционным генералом» Самойловым,
сторонником «маленького дворцового переворота», Саблин, заметив, что его
надежда и опора — солдаты, получает ещё один сокрушительный удар: «Вы