Previous Page  177 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 177 / 224 Next Page
Page Background

177

ÄÎÍ_íîâûé 14/3-4

и «неспособность отражать удары». В результате высокая духовная миссия

христи-анства подорвалась изнутри самими «обращёнными народами». А

потому «ход ве-ков подобен притче и может загореться на ходу»,— так напи-

шет в своих стихах поэт Юрий Живаго. И «возгорание» уже началось: война

включилась в один роковой круг с такими разрушительными универсалиями,

как «революция, пожары и землетрясения», —всё это «вдруг превращается в

огромное пустое место, лишённое содержания». (Не случайно артиллерийское

громыхание, которое слышит прибывший на фронт Гордон, сравнивается с

гулом вулканического происхождения).

Юрий Живаго — поэт, врач, талантливый диагност, — представитель

самой гуманной профессии. Но он не может устранить страдания и гибель.

«От вида раненых можно упасть в обморок», — говорит он приехавшему на

фронт к нему Гордону. Конопляное поле, запах которого сливается с запахом

залежалых трупов, вызывает у него ужас, а деревни, похожие на выжженные

пустыри, где что-то вытаскивают погорельцы, глубокое сострадание.

Идеальная личность для Ю. Живаго — А. Блок, как «явление Рождества

во всех областях русской жизни и в новейшей литературе». Его жизненное

кредо — мирная семья и работа. Но настоящий мужчина для него тот, кто

«разделяет судьбу родного края». Революцию, сменившую ненавистную

войну, вначале он встречает, как «великолепную хирургию», способную

«взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы». Но её стихия

обернулась ещё большим ужасом, чем война: для гармоничного и хрупкого

мира А.Блока, она оказалась не меньшим злом, сметая на своём пути и «об-

разец», и героя, и его близких.

Но вот вышла в свет десятитомная эпопея А. Солженицына «Красное

колесо», над которой шла интенсивная работа с 50-х до 1993 годов — ещё

не остывшего времени негативной реакции на роман Б. Пастернака «Доктор

Живаго». Можно предположить, что, помимо других немаловажных причин,

в активизации обращения писателя к теме войны и революции сыграл и этот

фактор. Определив жанр, как «повествование в отмеренных сроках» и только

как эпопеи, он сосредоточил внимание на Узлах («Август Четырнадцатого»,

«ОктябрьШестнадцатого», «Март Семнадцатого»,«Апрель Семнадцатого»),

исследуя подробнейшим образом, порою поминутно, развитие катастрофиче-

ских событий. Цель А. Солженицына: понять причины исторической траге-

дии, постигших нашу страну. Конечно, теоретически все «сдвиги» и провалы

российских истории он знал и вникал в них, но важно было непосредственно,

шаг за шагом, почувствовать их: где, как и от какой роковой ступени непо-

правимо покатилось её закатное колесо. В итоге исследования огромного

количества различного рода документов (протоколы заседаний, выступления,

воззвания, постановления, воспоминания, реплики и т.д.), написанная уже в

четырёх Узлах, проделанная с таким размахом работа остановилась на апреле

1917 года: ещё шла Мировая война, впереди были август 1917 года, когда

русские войска потерпели поражение на Рижском направлении, Корниловский

мятеж и другие важные события, но по логике развития становилось ясно,

что Временному Правительству с Керенским развала России ни внутри, ни

на фронтах не остановить: спасительный момент был упущен. К тому же

изображение в таких масштабах и мельчайших подробностях потребовало

бы по протяженности нескольких жизней писателя.