Previous Page  181 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 181 / 224 Next Page
Page Background

181

ÄÎÍ_íîâûé 14/3-4

всё взорвать?» Но это смелое выступление останется без ответа, не будет и

дворцового переворота: его опередит Февральская революция.

Конечно, в поле зрения А.Солженицына все общественные силы России,

ве-дущие её к неминуемой анархии. Раскачивание государственных основ

идёт во всех направлениях: «правые» социал-демократы и «левые» будоражат

армию требованием мира, свободы и неподчинением приказам, призывают

к революции, консерваторы, стремятся «сверху» провести «косметический

ремонт» власти, монархисты все неудачи сводят к ненавистному Распутину,

«ЗемГоры», сосредоточившие в своих руках военные заказы, превратились в

коррумпированные структуры и прочие. О том, кто виноват, что Россия стала

бурлящим котлом в период военных действий, и возможно ли было направить

её из хаоса в терпимый порядок без резких и жестоких мер— вопрос в эпопее

магистральный. Всеми результатами своего исследования писатель отвечает

— виноваты все: монарх, убоявшийся крови и отказавшийся по требованию

неполномочных представителей от власти, и тем самым подвергший гибели

и страну, и жизнь свою и своей семьи; демократы, допустившие к правлению

своим либерализмом Ульянова-Ленина; виновато Временное правительство

во главе с Керенским, сидящим «на двух стульях» между большевиками и

Советами, и сыгравшее роковую роль в развале страны; виноват и народ,

опьянённый безграничной свободой, позволивший втянуть себя в невидан-

ную анархию; виноваты большевики, «игроки без правил», дорвавшиеся до

власти и не побоявшиеся пролить море крови. Для А. Солженицына — ху-

дожника, политолога и философа, абсолютно ясно, —чтобы вывести Россию

из хаоса, нельзя было «осчастливливать» её несвоевременными «одиозно

демократическими» соблазнами, нужно было укреплять армию. Мир был

необходим уже в конце 1916 года. Но время оказалось упущенным, и пока-

тилось неуправляемое «красное колесо», которое могла лишь приостановить

сильная власть: в больших движениях истории сила и высокие нравственные

ценности, как правило, не совпадают.

Но что же предлагает А. Солженицын принять за образец общественного

строя, и что для него «история»? Ответ на этот вопрос в рассуждениях старого

демократа Варсонофьева: «Лучший строй не подлежит нашему самовольному

изобретению… История не правится, история иррациональна. У неё своя

органическая, а для нас, может быть, непостижимая ткань…История растёт,

как дерево…Или, если хотите, —река, у неё свои законы течений, поворотов,

завихрений…Но приходят умники и говорят, что она — загнивающий пруд,

и надо её перепустить в другую, лучшую яму… Но реку, но струю прервать

нельзя, разорвал — и уже нет струи… Законы лучшего человеческого строя

могут лежать только в порядке мировых вещей. В замысле мироздания. И в

назначении человека».

«Красное колесо» — закатное произведение А.Солженицына, до сих пор

не прочитанное и не осмысленное до конца. Огромен потенциал его проблем,

вопросов, размышлений, который ждёт своего исследователя. Как, впрочем,

и все значительное, что было написано почти за столетие о Первой Мировой

войне и неотъемлемой от неё русской революции.