172
«Óæàñîì ðàçúÿâøèõñÿ âðåì¸í...»
гражданская. Примечательно, что писатель не останавливается на тех по-
бедоносных действиях войны к 1916 году, когда австро-германские войска
уже «выдыхались» и инициатива перешла к России и её союзникам. Ему
важно мнение народное, а для народа война была уже далеко непопулярна
и ненавистна. Он устал воевать, желание выйти из неё было сильнее всех
нравственных и патриотических принципов. К тому же всё более нарастаю-
щая враждебность к монархии, большевистская пропа-ганда, подрывающая
армию изнутри, сделали своё гибельное дело. Россия оказа-лась перед лицом
фатальной катастрофы. Таковы некоторые обобщения, как результат Первой
Мировой войны, следуют из романа «Тихий Дон».
По следам происходящих событий создавался и роман П. Краснова «От
Двуглавого Орла к красному знамени». Изданный уже в 1922 году в эми-
грации, он разошёлся мгновенно. В предисловии автор писал: «Спрос на
роман продолжается, интерес к нему не ослабевает». «Русская Голгофа» в
изгнании переживалась особенно остро. Неординарна была судьба и самого
П. Краснова, журналиста, известного русского писателя, непосредственного
участника русско-японской и ПервойМировой войн, атамана войска Донского
в период революционной смуты, царского генерала, избегнувшего расстре-
ла большевиками в Смольном институте и прибывшего в Новочеркасск на
другой день после гибели атамана Каледина. Отправившись в феврале 1918
года в станицу Константиновскую для создания защиты Дона, на следующий
день по прибытии он оказался на территории с установившейся советской
властью и вынужден был скрываться. Там, в подполье, были написаны первые
200 страниц романа, цель и задачи которого сформулированы в предисловии:
«Вся красота и мощь былой гвардейской службы, всё величие Император-
ской России вставало в воспоминаниях, и мне хотелось оставить потомству
описание этого прекрасного прошлого, не утаивая и недостатков его, чтобы
будущие поколения знали, какова была Россия и её армия до революции»,
кому «служил, кого обожал всю жизнь и кому никогда не изменял». Несо-
мненно, такая откровенность оставила определенный отпечаток и на содер-
жании эпического произведения. В отличие от романа М. Шолохова «Тихий
Дон», в нём иные акценты. Чувство романтизации, а порою и идеализации,
превалируют в воссоздании ряда персонажей, боевых действий, быта и
нравов военной среды начала минувшего века. Приведём лишь некоторые
оценки: лицо генерала Репнина после победного боя «величаво спокойно»,
генерал Самойлов характеризует армию, «как прекрасную», атака дивизиона
Саблина «безумно смелая», под солдатскими сёдлами «красивые караковые
лошади», молодой офицер, отличившийся в бою, «высокий и красивый», у
него «усталое, изму-ченное лицо». И даже в конце романа окровавленный
и изуродованный труп Саб-лина принимает «рослый красивый» солдат, со-
дрогаясь от увиденного: «Сердечный барин! Хороший, храбрый офицер был.
Он нас в атаку на германскую батарею во-дил». Особое внимание уделяется
заботам офицеров о солдатах и их фронтовому братству. Со всей рачитель-
ностью полковник Дорман заявляет: «Прежде всего, господа, надо накормить
солдат. За кухнями послали?.. И с мясом, понимаете. Мя-со-то заложено?..
Узнаю, если кто не покормил, не взыщите, господа батальонеры, не поздо-
ровится». А вот как изображается близость полковника и солдата, сидящих в
одном окопе в ожидании боя: «Офицер и солдат сидели рядом, прижавшись