Previous Page  172 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 172 / 224 Next Page
Page Background

172

«Óæàñîì ðàçúÿâøèõñÿ âðåì¸í...»

гражданская. Примечательно, что писатель не останавливается на тех по-

бедоносных действиях войны к 1916 году, когда австро-германские войска

уже «выдыхались» и инициатива перешла к России и её союзникам. Ему

важно мнение народное, а для народа война была уже далеко непопулярна

и ненавистна. Он устал воевать, желание выйти из неё было сильнее всех

нравственных и патриотических принципов. К тому же всё более нарастаю-

щая враждебность к монархии, большевистская пропа-ганда, подрывающая

армию изнутри, сделали своё гибельное дело. Россия оказа-лась перед лицом

фатальной катастрофы. Таковы некоторые обобщения, как результат Первой

Мировой войны, следуют из романа «Тихий Дон».

По следам происходящих событий создавался и роман П. Краснова «От

Двуглавого Орла к красному знамени». Изданный уже в 1922 году в эми-

грации, он разошёлся мгновенно. В предисловии автор писал: «Спрос на

роман продолжается, интерес к нему не ослабевает». «Русская Голгофа» в

изгнании переживалась особенно остро. Неординарна была судьба и самого

П. Краснова, журналиста, известного русского писателя, непосредственного

участника русско-японской и ПервойМировой войн, атамана войска Донского

в период революционной смуты, царского генерала, избегнувшего расстре-

ла большевиками в Смольном институте и прибывшего в Новочеркасск на

другой день после гибели атамана Каледина. Отправившись в феврале 1918

года в станицу Константиновскую для создания защиты Дона, на следующий

день по прибытии он оказался на территории с установившейся советской

властью и вынужден был скрываться. Там, в подполье, были написаны первые

200 страниц романа, цель и задачи которого сформулированы в предисловии:

«Вся красота и мощь былой гвардейской службы, всё величие Император-

ской России вставало в воспоминаниях, и мне хотелось оставить потомству

описание этого прекрасного прошлого, не утаивая и недостатков его, чтобы

будущие поколения знали, какова была Россия и её армия до революции»,

кому «служил, кого обожал всю жизнь и кому никогда не изменял». Несо-

мненно, такая откровенность оставила определенный отпечаток и на содер-

жании эпического произведения. В отличие от романа М. Шолохова «Тихий

Дон», в нём иные акценты. Чувство романтизации, а порою и идеализации,

превалируют в воссоздании ряда персонажей, боевых действий, быта и

нравов военной среды начала минувшего века. Приведём лишь некоторые

оценки: лицо генерала Репнина после победного боя «величаво спокойно»,

генерал Самойлов характеризует армию, «как прекрасную», атака дивизиона

Саблина «безумно смелая», под солдатскими сёдлами «красивые караковые

лошади», молодой офицер, отличившийся в бою, «высокий и красивый», у

него «усталое, изму-ченное лицо». И даже в конце романа окровавленный

и изуродованный труп Саб-лина принимает «рослый красивый» солдат, со-

дрогаясь от увиденного: «Сердечный барин! Хороший, храбрый офицер был.

Он нас в атаку на германскую батарею во-дил». Особое внимание уделяется

заботам офицеров о солдатах и их фронтовому братству. Со всей рачитель-

ностью полковник Дорман заявляет: «Прежде всего, господа, надо накормить

солдат. За кухнями послали?.. И с мясом, понимаете. Мя-со-то заложено?..

Узнаю, если кто не покормил, не взыщите, господа батальонеры, не поздо-

ровится». А вот как изображается близость полковника и солдата, сидящих в

одном окопе в ожидании боя: «Офицер и солдат сидели рядом, прижавшись