Previous Page  176 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 176 / 224 Next Page
Page Background

176

«Óæàñîì ðàçúÿâøèõñÿ âðåì¸í...»

оказался сильнее моих мечтаний, сила же даётся свыше, и, таким образом,

дальнейшая его судьба не в моей воле. Вмешиваться в неё я не буду. Если

правду, которую я знаю, надо искупись страданием, это не ново, и я готов

принять любое». Это был поистине подвиг художника. Но что же в романе

так возмутило советских идеологов? Приведём лишь один пример—оценку

Э. Казакевича, определившего идею произведения так: «Судя по роману,

Октябрьская революция — недоразумение, и лучше было её не делать».

Между тем, и Первой Мировой войне, как предтече революции, писатель

придал своеобразный смысл.

«ДокторЖиваго—роман историософского значения. Под таким ракурсом

Б. Пастернак рассматривал и войну: «Она была искусственным перерывом

жизни, точно существование можно было на время отсрочить (какая бес-

смыслица!)» Это нарушение органического течения бытия породило взрыв

невиданной силы— революцию: «Она вырвалась против воли, как слишком

долго задержанный вздох». Но чем явилась для писателя война, как универ-

сальное явление? Прежде всего, «кровавой логикой взаимоистребления»

народов. Наряду с другими глобальными проблемами он включает в роман и

проблему еврейского населения, которое «испило в период войны всю чашу

страданий». Резонирующим камертоном к ней становится сцена глумления

казака во фронтовой полосе над стариком евреем, которую наблюдают, рыдая,

две его внучки и жена, — что даёт повод для диалога двух товарищей: Гор-

дона и Живаго. Первый с чувством негодования говорит о том, что за такую

«простейшую низость» «в тысячи случаев бьют по морде», но еврейский

вопрос — это «область философская». Юрий Живаго обращается к Еван-

гелию, но прежде он спрашивает: «Что такое народ? Нужно ли нянчиться с

ним, и не больше ли делают те для него, кто, не думая о нём, самой красотой

и торжеством своих дел увлекает за собой во всенародность и, прославив,

увековечивает?» Далее разговор переходит к экзистенциальной теме: в «хри-

стианское время» нет просто народов, а есть «обращённые, претворённые»,

которые сами по своей воле приняли завет «существовать по-новому» во

имя «блаженства духа». Христианство утверждало: «В Божьем Царствие нет

эллина и нет иудея—перед Богом все равны», —истина известная ещё фило-

софам Древней Греции и мудрецам Ветхого завета. Но оно устанавливало и

непроторённое: в новомЦарствие Божием нет народов, есть личности. Между

тем, появились «средние деятели», заинтересованные в узости понимания

этой заповеди, сводя к идее «малого народа» страдальца, чтобы можно было

«судить, рядить и наживаться на жалости к нему». Этот исторический экс-

курс вызывает в Живаго ряд сакраментальных вопросов: как мог народ такой

красоты и силы «позволить уйти из себя душе»? Кому было выгодно его

«добровольное му-ченичество», чтобы веками «истекали кровью ни в чём не

повинные старики, жен-щины и дети»? Отчего «властители дум» еврейского

народа не пошли дальше «слишком легко дающихся форм мировой скорби и

иронизирующей мудрости»? Не давая исчерпывающих ответов, они тревожат

и ориентируют на самый глобальный и актуальный вопрос: как случилось,

что «обращённый народ», единый перед Бо-гом оказался втянутым в миро-

вую бойню, истребляя самих себя и себе подобных? Взгляд Живаго обращён

к еврейскому народу, претерпевшему столько страданий, а во время войны

«вдобавок» получающему погромы, издевательства и обвинения «в недоста-

точности патриотизма». Противоречива сама ненависть к нему: «Раздражает

в нём как раз то, что должно было трогать и располагать»: бедность, слабость