Previous Page  170 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 170 / 224 Next Page
Page Background

170

«Óæàñîì ðàçúÿâøèõñÿ âðåì¸í...»

войны. Чубатому, самостийнику Дона и казаку-рубаке, он, который никогда

не кланялся пулям, перед атакой говорит: «А я боюсь, и не совестно мне…

Что ежли зараз повернуться и—назад?» На что тот ему отвечает: «Ты из лица

пожелтел, Гришка… Ты либо хворый, либо… кокнут нынче тебя». Но таких

«хворых» среди воюющих казаков к тому времени было предостаточно. После

ожесточенного боя Мишка Кошевой в исступлении кричит: «Дураков учить

надо! Учить… Сука народ! Хуже! Кровью весь изойдёт, тогда поймёт, за что

его по голове гвоздют!» И тот же Чубатый его вразумляет: «Ты об присяге

помнишь? Ты присягал аль нет?» Но пройдёт ещё совсем немного времени,

потускнеет патриотический пыл и Чубатого. Он всё более будет склоняться

к «выходу из войны», к мысли об изменниках генералах, немецких шпионах,

мутивших народ, к немке-императрице». Что же касается дру-гих казаков

первого призыва, они испытывают те же недовольства: пора кончать войну

и разойтись по домам. Кроме того, в сознании некоторых начинает пробуж-

даться чувство интернационального единения, сострадания и гуманизма к

человеку, независимо от его национальности. Так Валет отпускает пленного

немца, пожимая его мозолистую руку и приговаривая: «Беги, у меня к тебе

злобы нету… Я — рабочий… За что я буду убивать тебя!» Недовольство 3-х

летней войной переключалось и на структуры власти и совсем ещё недавно

такого любимого монарха. В песнях казаки теперь хулят царя и проклинают

его деяния, похожие на «тяжёлые хомуты». Тот же «старорежимный» Чубатый

заявляет: «А царёк-то у нас хреновый, нечего греха таить», и мечтает о силь-

ной для России личности. Тем более, иного отношения к монарху не может

быть у таких казаков, как большевик Гаранжа. Встретившись с Григорием

Мелеховым в госпитале, он преподаёт ему урок политической грамоты: «Царь

— пьянюга, царица — курва, паньским грошам от войны прибавка, а нам

на шею… удавка». В такие моменты писатель, словно в зеркале, рассматри-

вает эволюцию, происходящую в сознании Мелехова, замечая, как «изо дня

в день» Гаранжа «внедрял в его ум досель неизвестные истины». С ужасом

Григорий сознавал, что «умный и злой украинец» постепенно и неуклонно

разру-шает все его прежние понятия о царе, Родине, о его казачьем воинском

долге. Га-ранжа ему вещает: «Чёрная глухота у народа. Война его побудит».

А далее совсем уж «диковинное»: когда не будет «дурноедской власти», а

станет власть «рабочая и хлеборобская», войны совсем прекратятся, так как

драться будет не с кем и не за чем: «Граници — геть! Чорну злобу — геть!

Одна по всему свиту будэ червона жизнь».

Объединяющая Россию идея: царь — вера — народ распадалась. Но

менталитет народа, его генетическая природа складывались веками так, что

без «идеала» национальное сознание стиралось. В экстремальные времена

особенно нужен был фетиш такого рода, чтобы отвечал самым сокровенным

народным чаяниям. И вот уже до казаков долетают «большевистские слухи»

о загадочном имени Ленин, ко-торое обрастает всеми ожидаемыми благами.

Казак Чикамасов с затаённой верой и надеждой представляет его так: «Сам

он из донских казаков: станицы Великокня-жеской, служил батарейным. И

личность у него подходящая как у низовых казаков: скулья здоровые и опять

же — глаза». Но главное — он против войны. Правда, по-иному восприни-

мают «идеал» старики-казаки, те, что прошли ранее не одну войну и теперь

оставались в станицах. Когда купец Мохов сообщает станичникам, что царь

отрёкся, те недоумевают: «Как же без царя-то?.. Отцы наши и деды при царях