Previous Page  169 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 169 / 224 Next Page
Page Background

169

ÄÎÍ_íîâûé 14/3-4

ков, будто град пробарабанил по всей Галиции», а там, где шли бои, «хмурое

лицо земли оспой взрыли снаряды, ржавели в ней, тоскуя по человеческой

крови, осколки чугуна и стали», деревья «в рваных ранах, и кровоточили

рудой древесной кровью».

Через всю эпопею лейтмотивом проходит универсальная идея: война меня-

ет человека—ожесточает, развращает, но и порождает смутное недовольство,

заставляет размышлять над многими жизненно важными вопросами. Так,

привычным делом для казаков был грабёж на чужой территории; не разбира-

ясь, кто перед ним: богач или бедняк. Более того, особенно уничижительное

отношение наблюдалось к еврейскому населению. Характерен эпизод, когда

казак на занятой территории отнимает у еврея часы, тот жалуется вахмистру,

который в свою очередь с глумливой улыбкой бьёт несчастного человека

плетью, приговаривая: «Не ходи босой, дурак!» И ни у кого из наблюдающих

всё это не вызывает осуждения, напротив — находит весьма своеобразное

оправдание: «К казаку всяк вещь прилипает», «Пущай плохо не кладёт»,

«Немцы придут, всё равно отберут». Жестокого казака Чубатого, война ещё

более ожесточила. Григория Мелехова, который испытывает чувство мучи-

тельного ужаса от увиденного и содеянного в первом бою, он поучает: «Ты

— казак. Твоё дело рубить, а не размышлять. Руби смело: человек — он

мягкий». По-добных примеров-«негативов» в романе не мало. Особое вни-

мание автор уделяет Григорию Мелехову. Через него он транслирует самые

магистральные проявления войны.

Мелехов и война — это целая тема, которая просматривается с самых не-

ожи-данных и разных сторон, обнажая наиболее сложные и противоречивые

изменения, происходящие в народе. Его эволюция изображена непосред-

ственно через картины и действия, через оценки и ремарки автора. «Добрым

казаком ушёл на фронт Григорий, не мирясь в душе с бессмыслицей войны,

он честно берёг свою казачью славу,.. крепко берёг казачью честь, ловил

случай высказать беззаветную храбрость» — эти авторские высказывания

заявляют о себе перед самой атакой, когда Григорий, чувствуя смертельную

усталость и начиная осознавать преступность и бессмысленность войны,

вспоминает о своих недавних героических подвигах. Они проходят перед

ним, словно на широкоформатном киноэкране: под деревней Ольховчик взял

в плен 3-х немецких солдат и офицера, под Равой-Русской отбил казачью

батарею, а зайдя в тыл противнику, пулемётной очередью обратил в бегство

австрийцев, под Львовом самовольно увлёк сотню в атаку и отбил гаубичную

бата-рею с прислугой, через Буг на себе притащил важного «языка». При

этом он верен исконным нравственным правилам: под городом Столыпиным

во время боя спасает раненого соперника — Степана Астахова (в то время,

как тот в бою стреляет триж-ды ему в спину), он осуждает преступное убий-

ство Чубатым пленного, как и собст-венный невольный проступок в первом

бою — гибель безоружного австрийца. Встретившись на фронте с братом

Петром, он жалуется ему: «Меня совесть убивает… Срубил зря человека и

хвораю через него, гада, душою. По ночам снится… Аль я виноват?» Автор

не щадит своего героя, отмечая, что «огрубело его сердце, зачерствело, будто

солончак в засуху, и, как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория

не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей

жизнью; оттого и прослыл храбрым—четыре Георгиевских креста и четыре

медали выслужил». Всё настойчивее им овладевает стремление выйти из