Previous Page  168 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 168 / 224 Next Page
Page Background

168

«Óæàñîì ðàçúÿâøèõñÿ âðåì¸í...»

народа и России. Скорбным лейтмотивом звучит лирическое отступление о

бесчисленных жертвах русских воинов на западных рубежах: «На границах

горькая разгоралась в тот год страда: лапала смерть работников, и не одна

уж простоволосая казачка отпроща-лась, отголосила по мёртвому… Ложи-

лись родимые головами на все четыре стороны, лили рудую казачью кровь

и, мёртвоглазые, беспробудные, истлевали под артиллеристскую панихиду в

Австрии, в Польше, в Пруссии… Знать, не доносил восточный ветер до них

плача жён и матерей. Цвет казачий покинул курени и гибнул там в смерти,

во вшах, в ужасе».

Картины боя в романе воссозданы масштабно и динамично. В то же

время они запечатлены психологически тонко, обжигающе беспощадно.

Как правило, их детали поражают глубокой и точной запечатлённостью.

Это проявляется и в схваченных, словно на лету, портретах воюющих. Так,

например: Степан Астахов во время боя «отмахивал шашкой, вьюном вер-

телся в седле, оскаленный, изменившийся в лице, как мертвец», у Прохора

Зыкова «перекошен рот и вылезшие из орбит телячьи глаза», запечатлен и

его «дикий нечеловеческий крик» раненого и выбитого из седла, у Григория,

ворвавшегося в гущу боя, «в середине грудной клетки, словно одубело то,

что до атаки суетно гоняло кровь», он ничего не чувствовал, «кроме звона

в ушах», у казака Иванкова «кривые судороги сводили посеревшее лицо».

Эпизоды войны поражают невиданной жестокостью. Газовая атака воспри-

нята через сознание много повидавшего Валета; её последствия ужаснули

его: под деревом стоял отравленный газом мёртвый солдат, «в нескольких

местах отравленные лежали копёшками, иные застыли, сидя на корточках,

другой — засунув в рот искусанную от муки руку». Изображая картины

боя, автор порою не выделяет ни своих, ни чужих, акцентируя внимание на

противоестественности войны, как античеловеческого явления: «Озверев от

страха, казаки и немцы кололи и рубили по чём попало: по спинам, по рукам,

по лошадям и оружию… Обеспамятевшие от смутного ужаса лошади нале-

тали и беспокойно сшибались». Движение полков сравнивается с ползущими

гусеницами, развернувшийся фронт — с «неподатливой гадюкой», казаки

въезжают на чужую территорию «хищниками» («так в глубокую зимнюю

ночь появляются около жилья волки»), свежевырытые окопы противника

похожи на «логово», в котором «кишели люди», колыхающиеся пики казаков

— на оголённые подсолнечные будылья.

М. Шолохов передаёт целую симфонию разноречивых звуков, связанных

с околобоевой обстановкой: идут казачьи сотни в звенящей тишине, звякают

стремена, скрипят и хрустят сёдла, раздаётся мерный стук копыт, голоса

похожи на скрип арбы. Но вот разворачивается бой, и другие — омерзитель-

ные — звуки разрывают пространство («Глухо ухнула земля, распласталась

под множеством копыт… Первая сотня взвыла трясучим колеблющимся

криком, крик перенесло к четвёртой сотне. Лошади в комья сжимали ноги

и пластались, кидая назад сажени… Пулемёт без передышки стлал над

головами казаков разбегающийся визг пуль»). Бой закон-чился, и звуковая

гамма меняется: пленные австрийцы «бежали скученным серым стадом, и

безрадостно-дико звучал стук их окованных ботинок». Более того, в ро-мане

постоянно подчёркивается противоестественность войны самой сущности

природы. Прибыв во фронтовую полосу, Григорий Мелехов замечает, как

«вызревшие хлеба топтала конница, на полях легли следы острошилых под-