Previous Page  167 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 167 / 224 Next Page
Page Background

167

ÄÎÍ_íîâûé 14/3-4

зачнут народ крушить —и до дедов доберутся…Война будет —нас опять на

усмиренья будут гонять. — Будя! Пущай вольных нанимают, а нам, кубыть,

и совестно». Но это многоголосье разрывают выкрики казацкой спеси: «Я

их, мужиков, в кр-р-ровь! Знай донского казака!»

Приём зеркального отражения, который вводит М. Шолохов в изображе-

нии войны, даёт возможность донести, как одно и то же событие отзывается

в настроениях и судьбах самых различных слоёв российского населения.

Преамбула такого варьирования берёт начало в первой книге третьей части

раздела четвёртого. В нём воссоздан общий портрет отношения к войне в по-

лифонических отзывах: лиц нет, есть только определённые группы людей.

Красные составы увозят казаков к русско-австрийской границе. Разговоры

о войне (какие, — не конкретизировано), но песни поют, как всегда, те же

—монархические, чаще всего «Всколыхнулся, взволновался/ Православный

Тихий Дон./ И послушно отозвался/ На призыв монарха он». На станциях «лю-

бопытствующе-благоговейные взгляды, щупающие казачий лампас», рабочий

люд, «ещё не смывший густого загара», женщины, махающие платочками,

улыбающиеся, бросающие папиросы и сладости, газеты «захлёбываются

воем» — над всем нависает грозное слово «Война!», которое ещё до конца

не осознаётся. И только один пьяненький старичок-железнодорожник вы-

сказывает убийственно откровенную реплику: «Милая ты моя… говядинка!»

— И долго укоризненно качает головой.

В романе развенчивается казённое представление о подвиге. В начале

он связывается, как будто, с именем, случайно увенчанного лаврами казака

Крючкова, по прозвищу «Верблюд», любимца командира сотни и объекта

насмешек казаков, с которым в бою рядом дрались не менее героически и

другие казаки (Астахов, Иванков). Но Георгия по реляции получил только

Крючков. Отосланный вскоре в штаб дивизии, остальные три креста он по-

лучил лишь за то, что на него приезжали посмотреть влиятельные дамы и

офицеры. Окончательный приговор такого рода подвигу выражен в авторском

обобщении: «А было так: столкнулись на поле смерти люди, ещё не успевшие

наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе

натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей

и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъезжались,

нравственно искалеченные, это называлось подвигом».

Между тем в «Тихом Доне» мы не найдём авторской формулы истинного

подвига. Он выявляется в непосредственных действиях и поступках в ходе

жестоких боёв. Но таких примеров, как поступок раненого Григория Меле-

хова, спасающего умирающего полковника, за что он был награждён Геор-

гиевским крестом, в романе немного. Народ, ввергнутый в жестокий омут

кровопролитных сражений, о подвиге не рассуждает. Лишь ради подвига из

блестящего Петербурга на фронт рвётся монархист Е. Листницкий, охва-

ченный романтическими представлениями о патриотизме. В письме к отцу,

бывалому генералу, он пишет: «Парады, встречи, караулы—вся эта дворцовая

служба набила мне оскомину. Приелось всё это до тошноты, хочется живого

дела и... если хотите—подвига. Еду на фронт. Прошу вашего благословения».

Но Листницкий — потомственный представитель офицерской касты и мера

его духовного менталитета у автора другая. Боль М. Шолохова обращена к

народу, бесславно гибнущему на чужеродных полях сражений. Этим объ-

ясняется его негативное отношение к войне, развязанной не в интересах