Previous Page  166 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 166 / 224 Next Page
Page Background

166

«Óæàñîì ðàçúÿâøèõñÿ âðåì¸í...»

роде человека. Во время боя слышится надрывный голос: «Ребята, Гавриле

палец оторвало», — а другие голоса ему вторят: «Вот ведь кому счастье…

Домой отправят», «К весне воевать не кончим, всё равно все разбегутся…

Народу накрошили — полную меру. Будет. Напились. Сами отвалимся».

Взгляд писателя на войну в начале как на очистительную, теперь сменяется.

Очистительной может быть только революция, к признанию которой А.Н. Тол-

стой приводит своих героев: инженера Телегина, офицера Рощина, сестёр

Булавиных — Катя становится народной учительницей (и тотчас возникает

вопрос: отчего она не стала ею ранее, ведь нива народного просвещения не

была запретной и при самодержавии?) Все четверо героев в эпилоге оказы-

ваются в Большом театре на съезде Советов, где Г. Кржижановский прово-

дит ленинскую идею электрификации страны. Такое обобщение жизненных

испытаний героев не было мотивировано как логикой эволюции характеров,

так и социально-историческими условиями времени, которое работало не на

таких, например, как В. Рощин с его послужным списком белого офицера.

Служба В. Рощина у красных, за исключением первого боя, в котором он был

ранен, осталась за «семью печатями». В итоге, становилось непонятно: за

какие заслуги перед новой властью он был делегирован на сколь почётное

заседание, каким представлялся съезд Советов?

Роман-эпопея М.Шолохова «Тихий Дон» в литературно-художественной

панораме о Первой Мировой войне и революции занимает особое место. Как

ни в каком другом произведении, в нём отражён народный взгляд на события

беспримерной трагической силы. Писателя волнует, прежде всего, мнение

народа и его судьба в процессе катастрофических мировых сдвигов. Печать

народности ощущается в каждом капилляре романа. Но мы акцентируем

внимание на тематическом аспекте, связанном непосредственно с событиями

Первой Мировой войны. Она ещё не объявлена, а её приближение ощуща-

ется через народные приметы. В пейзаж закрады-вается нечто пророчески

зловещее, сулившее неминуемую беду: «Сухое тлело лето…Ночами густели

за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на

землю, пышущую горячечным жаром, дождь, вхолостую палила молния,

ломая небо на остроугольные голубые краюхи» (так возвещала природа беду

русичам в гениальном «Слове о полку Игореве»: «Ночь прошла, и кровяные

зори/ Возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря/ На четыре вра-

жеских шатра»). Несчастье предсказывают и сычиные выголоски, долетавшие

с колокольни и затравеневшего кладбища. Эти предчувствия провоцируют

и начало разговора о войне пока только среди стариков, вспоминавших о

былых походах и делившихся предположениями, порою весьма наивными

(«Не бывать войне, по урожаю видать. —Урожай тут ни при чём—…А с кем

война-то? — С турками из-за моря. Море никак не разделют. — И чего там

мудрёного? Разбили на улеши, вот как мы траву, и дели!») Но вот война уже

началась, и на площади собрались недовольные казаки в ожидании известия:

зачем их собрали в то время, когда «нынче такая пора, что день год кормит».

В многоголосом хоре слышатся самые противоречивые выкрики. Но сквозь

очевидную сумятицу голосов прорывается главный мотив: ни усмирять на-

род, ни воевать не хотим, мы — люди мирного труда («Они пущай воюют,

а у нас хлеба не убратые! — Это беда-а! Гля, миру согнали… Ну, казацтво,

держися!—Ишо б годок погодить им, вышел бы я из третьей очереди…—Как