Previous Page  164 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 164 / 224 Next Page
Page Background

164

«Óæàñîì ðàçúÿâøèõñÿ âðåì¸í...»

мени. События, отражённые в них, настолько колоритны, что порою трудно

провести гра-ницу между рассказом, основанным на вымыслах, и очерком,

созданным на документальной основе. Среди донских писателей известны

имена А. Серафимовича, В. Краснушкина, Р. Кумова, С. Арефина.

Особое место на страницах столичных изданий занимает имя Ф. Крюко-

ва. Вместе с А.Н. Толстым он не раз бывал на театре военных действий, а

в 1915 году отправился на юго-восточный фронт в качестве представителя

Красного Креста. Результатом этого шага становится незабываемый цикл

очерков «Около войны». В одном из них воссозданы потрясающие картины

казачьих проводов: длинного ряда красных вагонов с людьми и лошадьми,

передающих коллективный портрет народного горя в деталях и лицах. В этом

всеобщем — целая симфония полифонических, остро врезающихся звуков

«провожающих и отъезжающих». В них и тревожное «пырсканье» лошадей,

и «звон» надрывного детского плача, и «ровно занимающая-ся протяжная

песня» мужских и женских голосов. Народное многозвучие психоло-гиче-

ски ветвится, приобретает разноплановые подтексты. Здесь и лёгкий юмор,

прикрывающий внутреннюю тревогу («Садись либо, кума, к нам, стряпухой

будешь»), и горькая озабоченность об оставленном доме («Так пропиши же

там, Федотыч…»), и душевная обречённость («Скажи там мамушке: пущай

молебен отслужит»). Но вот в этот многоголосый хор врывается режущий

звук призывной трубы: «И всё точно сорвалось с своих мест…Тихо тронулся

поезд под горькое причитание низкого женского голоса, под детский друж-

ный плач в голос, под крики «ура» и звуки печальной песни. И побежали за

вагоном, тяжело и безнадёжно, две женских фигуры в нагольных длинных

шубах. И протянутые руки. Высунулась рука из последнего вагона, успела

пожать протянутые руки коротким пожатием… Кто-то замахал серой шап-

кой… И рыдающий зов ответил на это прощальное пожа-тие: «Да родимый

ты мой, Стё-пуш-ка!» В этих реалистически жёстких отображе-ниях Ф.Крю-

ков со временем начнёт улавливать те тревожные, пока едва различи-мые

психологические симптомы, которые очень скоро прорвутся невиданными

потрясениями. Он назовёт их «введением в старый кругозор» «широкого

нового содержания».

Известие 29 августа о разгроме армии генерала Самсонова в Мазурских

болотах и о судьбе самого генерала, покончившего самоубийством, Ф. Крю-

ков воспринял как личную беду. Знакомство с Самсоновым и уважение его

личности, оставившей недолгий, но заметный след своей деятельности на

посту Атамана Войска Донского (1908 – 1909гг.), сориентировали писателя

на глубокие размышления причинно-следственного характера. Находясь в

прифронтовой полосе, он обращает внимание на патриотический дух русского

воинства. Впечатляющ образ капитана с георгиевской ленточкой, который,

рассуждая о страхе во время сражений, признаётся, что в этот момент неког-

да «бояться и думать о смерти»: «надо соображать, дело делать». В другом

разговоре этот же капитан акцентирует внимание на выносливости и не-при-

хотливости русского солдата, в отличие от немецкого: «Немецкий солдат и

офицер по сравнению с нами— сибариты. Мы и насчёт вшей равнодушны, и

пого-лодаем хладнокровно, и никому в голову не придёт устраивать в окопах

висячую лампу, ставить столы, стулья». Выделяет он и свойство бесстрашия

рядового воина («В смысле пренебрежения к опасности, к смерти — это