163
ÄÎÍ_íîâûé 14/3-4
И, пожалуй, никто из поэтов так не романтизировал войну, как Н.Гуми-
лёв. Если в одноимённом стихотворении она отражалась, как дело «святое и
светлое», а её участники, как труженики на полях, «подвиг сеющие и славу
жнущие», то во фронтовых очерках «Записки кавалериста» представлена
развёрнутая картина упоения смертельным боем. «Дивное зрелище, — пи-
шет поэт, —наступление нашей пехоты; казалось, серое поле ожило, начало
морщиться, выбрасывая из своих недр вооружённых людей на обречённую
деревню… Как гул землетрясений, грохотали орудийные залпы и несмол-
каемый треск винтовок, как болиды, летали гранаты, и рвалась шрапнель…
Нас призывали всеблагие, как собеседников на пир, и мы были зрителями
их высоких зрелищ». Конечно, такое восприятие объяснялось личностью
поэта, неисправимого романтика, предпочитавшего «скуке жизни» гибель-
ный риск, смиряющему покою и тишине — игру со смертью. Н. Гумилёв
— первый поэт, который сразу же после объявления войны отправился на
место боевых действий.
В это грозовое для России время впервые заявила стихами высокого граж-
данского звучания А. Ахматова («Над ребятами стонут солдатки,/Вдовий
плач по деревне звенит»). Трагические интонации вторгаются во все сферы
её поэзии. В стихотворении «Колыбельная» мать заканчивает песню ребенку
печально-пророческими словами: «Было горе, будет горе,/ Горю нет конца,/
Да хранит святой Егорий/ Твоего отца». В таком обновлённом ахматовском
мире и любовь воспринимается в трагическом контексте: «Вестей от него
не получишь больше,/ Не услышишь ты про него,/ В объятой пожарами
скорбной Польше/ Не найдёшь могилы его».
Конечно, перед нами примеры великих творений, имена авторов которых
были известны России. Между тем, по-своему любопытны и отклики на
столь грандиозные события в российской провинции. Сегодня, пересма-
тривая пожелтевшие страницы донской печати того времени, поражаешься
удивительному единодушию, которое охватило всё население казачьего
Дона. В «Донских ведомостях» рядом с извещениями об убитых и раненых
уже в первые месяцы войны публикуются и стихи местных поэтов, наивно
торжественные, несовершенные по своей форме. Но сколько в них веры, на-
дежды, заверений в своих патриотических и верноподданнических чувствах,
обращённых к царю и отечеству!
Сея страх перед собою
Жаждой подвига горя!
Мы всегда готовы к бою
За Россию, за Царя!
— утверждал некий Н. Перов.
А в посвящении Верховному Главнокомандующему, великому князю
Николаю Николаевичу Романову казак Н.Рукин уверял: «На тебя глядит/
Весь славянский мир,/ Как на гения-слободителя!» Здесь же публикуются
и «Солдатские сонеты» поэта К.Р. (Великого князя Константина Романова),
стилизованные под народные. Вот один из них под названием «Ополченец»:
«Теперь ты наш. Прости, родная хата,/ Прости семья! С военною семьёй/
Сольёшься ты родством меньшого брата, — / И светлый путь лежит перед
тобой».
Не менее интересны и произведения очеркового характера того вре-