Previous Page  163 / 224 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 163 / 224 Next Page
Page Background

163

ÄÎÍ_íîâûé 14/3-4

И, пожалуй, никто из поэтов так не романтизировал войну, как Н.Гуми-

лёв. Если в одноимённом стихотворении она отражалась, как дело «святое и

светлое», а её участники, как труженики на полях, «подвиг сеющие и славу

жнущие», то во фронтовых очерках «Записки кавалериста» представлена

развёрнутая картина упоения смертельным боем. «Дивное зрелище, — пи-

шет поэт, —наступление нашей пехоты; казалось, серое поле ожило, начало

морщиться, выбрасывая из своих недр вооружённых людей на обречённую

деревню… Как гул землетрясений, грохотали орудийные залпы и несмол-

каемый треск винтовок, как болиды, летали гранаты, и рвалась шрапнель…

Нас призывали всеблагие, как собеседников на пир, и мы были зрителями

их высоких зрелищ». Конечно, такое восприятие объяснялось личностью

поэта, неисправимого романтика, предпочитавшего «скуке жизни» гибель-

ный риск, смиряющему покою и тишине — игру со смертью. Н. Гумилёв

— первый поэт, который сразу же после объявления войны отправился на

место боевых действий.

В это грозовое для России время впервые заявила стихами высокого граж-

данского звучания А. Ахматова («Над ребятами стонут солдатки,/Вдовий

плач по деревне звенит»). Трагические интонации вторгаются во все сферы

её поэзии. В стихотворении «Колыбельная» мать заканчивает песню ребенку

печально-пророческими словами: «Было горе, будет горе,/ Горю нет конца,/

Да хранит святой Егорий/ Твоего отца». В таком обновлённом ахматовском

мире и любовь воспринимается в трагическом контексте: «Вестей от него

не получишь больше,/ Не услышишь ты про него,/ В объятой пожарами

скорбной Польше/ Не найдёшь могилы его».

Конечно, перед нами примеры великих творений, имена авторов которых

были известны России. Между тем, по-своему любопытны и отклики на

столь грандиозные события в российской провинции. Сегодня, пересма-

тривая пожелтевшие страницы донской печати того времени, поражаешься

удивительному единодушию, которое охватило всё население казачьего

Дона. В «Донских ведомостях» рядом с извещениями об убитых и раненых

уже в первые месяцы войны публикуются и стихи местных поэтов, наивно

торжественные, несовершенные по своей форме. Но сколько в них веры, на-

дежды, заверений в своих патриотических и верноподданнических чувствах,

обращённых к царю и отечеству!

Сея страх перед собою

Жаждой подвига горя!

Мы всегда готовы к бою

За Россию, за Царя!

— утверждал некий Н. Перов.

А в посвящении Верховному Главнокомандующему, великому князю

Николаю Николаевичу Романову казак Н.Рукин уверял: «На тебя глядит/

Весь славянский мир,/ Как на гения-слободителя!» Здесь же публикуются

и «Солдатские сонеты» поэта К.Р. (Великого князя Константина Романова),

стилизованные под народные. Вот один из них под названием «Ополченец»:

«Теперь ты наш. Прости, родная хата,/ Прости семья! С военною семьёй/

Сольёшься ты родством меньшого брата, — / И светлый путь лежит перед

тобой».

Не менее интересны и произведения очеркового характера того вре-