Previous Page  63 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 63 / 160 Next Page
Page Background

63

ÄÎÍ_íîâûé 14/1

вала необузданная стихия: «…возбуждённая разношерстная толпа ворвалась в

старинный особняк обкома партии, с криком «Конец коммунякам!» вышвырнула

перепуганных обкомовцев и начала грабить. Тащили всё, что попадало под руку…

Власть, какая была, затаилась по углам, милиция, молча, наблюдала за проис-

ходящим». А в октябре 1993 года будущий мэр Загряжска с ужасом наблюдает в

Москве, как «русские стреляют в русских». Народовластие потонуло в распрях и

переделах. Весьма характерен эпизод сна Андрея Кочуры, в котором президент

упрекает казаков за их бесшабашность: «Сколько денег вам отвалили! А что

сделано? Срам!.. Земля ваша, казачья—берите, владейте. Нет, в фермеры пошли

хохлы и кацапы, а вы гребуете. Лампасы шьёте. И погоны цепляете. Сколько у

вас генералов?... Деньги профукали, от земли отказались. Обещали взять под

контроль рынки, заниматься коневодством, рыбоохраной и рыборазведением,

восстанавливать храмы Божьи…Где всё это, я спрашиваю…Кругом промашка!

Передрались, переделились. Войско там, войско тут. Кругом одни атаманы, и все

просят поддержки президента…»

Правда, завершит президент свои обвинения верой в казачество и Загряжск,

как «уникального субъекта». Но вся эта гипотетичность реального ответа не даёт.

То, что происходит в Загряжске и в соседнем Забалуеве, не имеет выхода. Народ

власть ненавидит, отстраняется от неё. В раздумьях Андрея Качуры, человека

свободного, случайно оказавшегося в государственном аппарате, это отражено

особенно остро. «Нет, ребята, — размышляет он, — кушайте друг друга,.. а я

погляжу. Жировали-хамили, а теперь потерять боитесь. Дрюне терять нечего,

окромя штанов с лампасами… А потом куда завтра фортуна вырулит? Конечно,

походить в начальниках греет. Но холуём он не будет, это точно. Служи, Дрю-

ня, служи, да оглядывайся». В этих размышлениях и умение увидеть «корень»

событий, и предвидение их конца, и стремление предостеречь себя от падения,

сохранить человеческое достоинство и в экстремальные моменты. Таков этот

персонаж, ярко выделяющийся из казачьей среды. Какие только должности не

отпускала ему, прямому потомку атамана Платова, сумасбродная жизнь! От

художника-реставратора и начальника местной правительственной дачи «Ша-

лаши» до казачьего атамана и смотрителя городского кладбища. Вольнолюбив

и непокорен он, отринувший даже семейные узы. Но что ему воля, человеку

одинокому, которому и поговорить то не с кем, кроме разве дворняги, «друга

Тоньки», под пьяную руку задающему ей тревожные вопросы: «Как пригадать,

чтоб овцы целы и волки сыты? Кто в Загряжске живёт по правде?» На этот счёт

у него есть свой, казалось бы, безукоризненный ответ: «Если б я был мэром,

то отделил бы овец от волков железной загородкой». Но на деле всё это обора-

чивается тщетными мечтами: слишком ловки и неуязвимы волчьи стаи. Между

тем народ в ответ на все противозакония безмолствует: «турнули» Качуру из

атаманов без всяких объяснений и «никто из казаков не восстал, не возмутился».

Где-то подспудно возникает беспокойная мысль: одно безответное преступление

порождает множество других. А пока недовольство властью проявляется лишь

словесно: в частушках пьяного гармониста да в угрожающих репликах мнимому

президенту, разыгранному в спектакле местной сказительницы Нагой.

Перелом в судьбе Качуры происходит неожиданно, через роковую любовь

к женщине: мудрой и деликатной, талантливой певицы, почувствовавшей в нём

творческий дар. Ради неё он оставляет родной Загряжск и переезжает в сумбур-

ный Забалуев. Смерть её по вине Курлюка рождает в нём чувство великой нена-