Previous Page  59 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 59 / 160 Next Page
Page Background

59

ÄÎÍ_íîâûé 14/1

по узкой полоске асфальта «горбатый джип», а внизу по тополёвой леваде рас-

положился цыганский табор: дымится костёр, пасутся стреноженные кони, в

воде визжат цыганки, двое цыган тянут бредень. И тут же автор вставляет свою

оценку: «Было в этом что-то сказочно-древнее, стихийное, как ветер и солнце».

«Как метки, на огромном циферблате» стоят в заводях редкие лодки рыбаков, а

в небе «чертит голубизну серебристый самолётик». Фешенебельный автомобиль

сворачивает с дороги прямо к древнему роднику с деревянной часовенкой, где

люди умываются, пьют целебную воду, как и много веков назад. А вот один из

героев, Андрей Качура, проходя по старинному кладбищу, останавливается возле

угловатого валуна с корявой надписью «Казак Вертий, зять турецкого султана.

Умер 33-х лет от водки. Год 1480…» И сейчас же разговор переключается: а

нынче «не те, конечно, казаки… Поди заставь кого-нибудь из загряжцев сесть

на вёсла и через Чёрное море — в Босфор! Да он, слабак, до хутора Рогожкина

не дотянет. Нету таких, как казак Вертий…»

Между тем, романы В. Воронова и глубоко интеллектуальны: постоянно в его

художественный мир врываются разноплановые пласты национальной культуры.

Классика разлита всюду. Она и в реминисцировании безответного гоголевского

вопроса («Где край и что конкретно человеку нужно... Кто-нибудь даст ответ?

Никто не даёт ответа»), и в обращении к философскому афоризму Достоевского

(«Смирись, гордый человек»), и в идее «допотопного» ужаса онтологического

стихотворения Ф. Тютчева «Silentium», и в ироническом подтексте вскрываю-

щем невежество персонажа, как например, в мистификации актёра Окунутова

пушкинской строки «Но я другому отдана…» («Но я другому отдалась»)…

Без всех этих отмеченных особенностей, как впрочем, и без ряда других,

романы В. Воронова и представить трудно. В них «квинтэссенция» его знаний и

представлений. Но кто же их герой, к которому тянутся сюжетные линии и вокруг

которого завязываются конфликты? Если одним словом, — народ, живущий на

Дону в легендарном Загряжске. Но сквозь этот неизвестный читателю город от-

четливо проступают контуры станицы Старочеркасской. Его состав неоднороден,

разноречив и изменчив. В центре — судьба казачества, в которой отразилась и

судьба всей России последних двух десятилетий, что, несомненно, весьма сложно

«ухватить», ещё труднее обобщить, т. к. то новое, что ещё не устоялось, клокочет

и рвётся на каждом шагу. И только диву даёшься, как вероломное время изменяет

человека, расправляется с ним, словно с «винтиком» истории, то бросая на самое

дно, то поднимая на гребень капризной фортуны. Впрочем, подъём этот нередко

для человека губителен, т. к. облечённый властью в экстремальных обстоятель-

ствах он не справляется с ней, становясь монстром, ловким приспособленцем,

меняющим своё обличье в угоду своенравной мамоне.

Очень сложную проблему—власть и народ—поднимает В. Воронов. Создан-

ная нашим тектоническим временем, она, несомненно, требует глобального фило-

софского осмысления. В связи с этим сошлюсь на размышления глубочайшего

мыслителя минувшего века С. Булгакова. «Государство есть в нас, — утверждал

он, — и потому только существует вне нас, иначе бы без этого предположения

существование власти было бы совершенно непостижимым чудом, и государство

было бы всегда побеждаемо анархией,.. из анархии никогда не родилось бы госу-

дарство». Определённые принципы гражданственности и морали, отработанные

веками, генетически свойственны каждому народу, органически живут в нём,

направляют и организовывают. Когда они разрушаются, внутренняя энергия,