Previous Page  58 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 58 / 160 Next Page
Page Background

58

Î ñóáúåêòàõ, ïàíòåîíå è «âîèñòèíó æåñòîêîì âåêå»

их честь. Но вот автор переходит к рассказу о современном Загряжске, обнажая

«вялотекущую противоположность», где рядом с вековыми куренями возникают

роскошные особняки с высокими заборами, за которыми можно разве что ходить

«во фраке» и пить «охлаждённую пепси». Отчего возникает одно только слово:

«Скучно». И авторское «Я» как-то сразу начинает обретать свой неповторимый

«имидж»: не по нутру ему вся эта новоявленная чопорность и чужеродный анту-

раж. Ближе нечто обыденное, разбавленное неувядаемым народнымюмором, вот

как в этом непринуждённом диалоге с «замечательной женщиной», «украшением

Загряжска», Антониной Светличной: «Афанасьевич! — Что, Антонина? — Ты

не хочешь, чтобы я сдохла? — Не хочу. — Тогда дай десятку опохмелиться.

—Даёшь не то, что без возражения, а даже с готовностью». Впрочем, образ «вы-

сокого забора» — это своего рода сакраментальный символ, который скрывает

в себе нечто порочное, амбициозное, противостоящее естественной открытости.

Экс-министру Пучеглазову, вернувшемуся в родные места и страдающему от

одиночества, один из героев Загряжска советует снести «трёхметровый забор

и по утрам разговаривать с соседом через дорогу», а в ответ на его несогласие

(«Стёкла побьют, обворуют») отвечает: «Тогда иди в монастырь».

Конечно, «автобиографическое» в романах В. Воронова гораздо глубже проявления

внешней лёгкости общения. Оно и в том душевном напряжении, за которым открыва-

ется некая имманентная сопричастность. Автор очень тонкий наблюдатель, глубокий

психолог, великолепный знаток природного мира и быта российской провинции. Такое

знание отечественной фауны и флоры не часто встретишь в современных романах. А

здесь открывается столь широкое изобилие разнотравья, что только дух захватывает:

высокие фиолетовые метёлки шалфея, мать-и-мачеха, заячий холодок, калмыцкий

кермек, купыри, чабрец, зверобой, душица, полынок, бессмертник… С интересом узна-

ёшь повадки и голоса птичьего мира: оказывается, совы бывают весьма агрессивны, а

кобчик, оберегая своё гнездо, может и «глаза выклевать», орлан-белохвост «державно»

оглядывает пойму жёлтыми глазами, гулко отдаётся «гремучая дробь» дятла, «резко

и отчётливо сверлит тишину» соловей, «диким хохотом отзываются стаи» бакланов,

кукушка издаёт «человечьи клики»…А как образно динамичны космические явления!

Вот, например, картина грозы: «…Молнии кроили, рвали небо, гром отвесно падал

вниз, гулко давя землю. Дождь лил стеной, гудел, дышал надрывно, тяжело…» Уди-

вительно точны сравнения и метафорические приёмы: «купола искрятся, как брызги

шампанского», «мысли бегали, как воробьи по веткам», «рынок забит, как макитра с

варениками», «краснобокие абрикосы пахнут сказкамиШахерезады»…Сверкающим

разноцветьем врезается роскошная картина донского базара. Что-то гоголевское,

идущее от Сорочинской ярмарки, открывается в ней. Вот лишь некоторые зарисовки

этого экзотического мира: «От овощей и фруктов на прилавках рябит в глазах— горы,

разноцветные холмы. Тут и морковь, и дыни, похожие на тыквы, и тыквы точь-в-точь,

как дыни… Рубиновой чистоты вишни и чёрную смородину продают на баночки.

Яблоки с зеркальным отливом — пепин, шафран, белый налив — на ведра… Винным

зноем дышат виноградные кисти, горки малины и земляники…Дальше круглые, тол-

стогубые чушки-сазаны с чешуёй в пятак величиной, серебряного литья цимлянские

чебаки, утконосые серые щуки, иные с колоду размером…» За всем этим, несомненно,

встаёт богатство и красота родного края. В них и радость, и грусть, но более всего

— безмерная тревога, выводящая романы за границы бытописательства.

Оттого диапазон видения писателя широк и многогранен. История и совре-

менность взаимодействуют постоянно. Вот мягко с огромной скоростью мчится