68
Е. Чижовой «Лавра»). Андрей Качура бежит от мира в монастырский скит не
столько с верой в Бога, сколько спасаясь от мировой скверны. За четыреста ки-
лометров от Загряжска, среди развалин когда-то ухоженных усадеб, по которым
жёстоким серпом прошёлся каток расказачивания и раскулачивания, он обретает
покой. Но каков теперь стимул этого отдохновения? Чем наполнена израненная
жизнью душа героя? Его окружают остатки когда-то роскошных садов, одичавшие
кустарники и люди, большей частью доживающие свой век старики, сохранив-
шие опыт ведения натурального хозяйства, не утратившие старинные рецепты
приготовления удивительных вин и необыкновенных яств. Они бесхитростны, и
сердца их просты. Первозданная природа гармонична им. Тишь и благодать. Но
что же происходит тем временем в легендарном Загряжске, который так внезапно
покинул Андрей Качура? На кладбище теперь хоронят по строгому распоряжению
Колупаева, пантеон только для очень богатых людей, мэр потонул во взятках и
ему пророчат скорую тюрьму. «Захирел рынок, куда подевались общественные
стада… Но растут, как грибы, коттеджи и виллы в пойме Дона… иностранные
авто, гудит небо и пространство от гула машин, шелестит исполинский Интер-
нет, и нет от него спасения…» Да ведь это же картины грандиозного Интеграла
романа Е. Замятина «Мы»! Сбылось страшное пророчество писателя. Потому так
пронзительно звучат элегические интонации в романе В. Воронова: «Господи,
дай ещё подышать под старой тютиной во дворе…Дай посмотреть и послушать
синичку под окном. Помолиться в тиши и уединенье…»
И возникают сакраментальные вопросы: как соединить безболезненно новое,
рвущееся из берегов, с уходящим? Как противостоять неудержимо растущему
злу? Что будет с личностью? Сумеет ли она сохранить в себе «энергетику» души
или окончательно уничтожит себя под натиском меркантильности и техноциз-
ма? Есть ли инструмент воздействия этому? И кто ответственен за надвига-
ющуюся катастрофичность мира? Всё это, как и многое другое, поднимают
романы В. Воронова. Известно, что все цивилизации ведут к унификации. Но
какая грядёт из них? Или нам «не дано предугадать», и мы, как и два века назад
последуем за поэтическим изъявлением: «Громада двинулась и рассекает волны.
Плывёт… Куда ж нам плыть?» (А.Пушкин). Думайте, господа, обобщайте…
Поставленные вопросы в наше время — это уже много.
Î ñóáúåêòàõ, ïàíòåîíå è «âîèñòèíó æåñòîêîì âåêå»