Previous Page  65 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 65 / 160 Next Page
Page Background

65

ÄÎÍ_íîâûé 14/1

птиц или животных, и, конечно, не о новом духовном человеке, а сколько о «зоо-

логическом» типе, физически сильном и выносливом, безотказной рабочей силе.

«Коммертизация» потребует и выведения таких инплантантов, которые станут

средством обогащения салонов красоты, куда очередь тянется на несколько лет

вперёд. Образ напористого мошенника и невежды Фомы Гикало, принявшего

олигофрению собственного сына, с ярко выраженной «криворылостью» и в пять

пудов веса к шести годам, за результат пересадки семенников хряка, — вырази-

тельный образец современного олигарха, стремящегося поставить на службу своим

интересам и науку. Но что же делать в такие времена истинному учёному? Как не

оказаться за бортом и найти способ выживания в энтропии жизни? Судьба Акима

Загряжина, несостоявшегося ученика Подмочилова, в какой-то мере приоткрывает

такую страницу. После многих ударов судьбы на авантюрное предложение Гикало

испытать «настоящую жизнь» путём «обмана клиентов» он отвечает отказом. В

результате приходит на службу к Зинаиде Верёвкиной в её «благотворительный

дом». Но образ, задуманный в начале как иронический и переведённый на тра-

гический уровень, воспринимается как незавершённый. И возникает вопрос: что

делать Загряжиным с их бескорыстностью «в развороченном бурей быте»? Сложно

им и одиноко. Науку без денег не сделаешь.

Есть в романах В. Воронова универсальный образ, неуловимый и непостижи-

мый, с «технологией» вечного бега. Имя ему—Время, которому весьма созвучны

строки Н. Некрасова: «Бывали хуже времена,/ Но не было подлей». Его шквальные

приливы «выбрасывают на гребень» такие типы, которых, кажется, в природе

и не должно быть. И здесь ни образование, ни интеллект, ни тонкие душевные

качества, как бы, и не в счёт. Главное — ухватить то, что не принадлежит тебе.

Внезапная прыть и железная хватка открывают самые прочные двери: запретов

нет. Школьница, ставшая жрицей любви, Соня Пучеглазова, ловко пробивающая

дорогу через богатых покровителей, — один из таких образцов. В итоге под её

контролем оказываются не только кладбище с пантеоном: и вечный, принадле-

жащий народу, целебный Егорьев Ключ. Но и Соня уходит с авансцены (человек

— игрушка в руках судьбы). Её сменяет несусветный враль Гонимый. Уходит и

образованная Эвелина Жеребцова, ставшая разменной монетой в руках ловкого

авантюриста Курлюка. Кто следующий займёт их доходное место? Бескорыстная

Зинаида Верёвкина, отдавшая на благо сирым и убогим случайно доставшееся

ей наследство? Она лишь хрупкая «частичка». Не поглотит ли её турбулентность

клокочущего мира? Слишком мала её обитель, принимавшая бомжей столицы и

всей обескровленной России.

Между тем, многие герои В. Воронова не столько ищут путей, сколько заду-

мываются над собственной судьбой, над тем, куда уйти от суетного мира. Порою

сама судьба бросает их на такие обочины дороги, что именно они и представля-

ются единственно возможными и верными. Потому в романах так много страниц

о тех, кто стремится вернуться к своим родовым истокам, кто перестрадал и

перечувствовал, независимо от собственного положения и характера. И потому

так тянутся они к монастырям и тихим местам. Зинаида Верёвкина, это рано по-

взрослевшее дитя, соединив свою судьбу с цыганом, мечтательно произносит:

«Меня, как магнитом, тянет в святые места. В монастыре, наверное, хорошо

жить». А Илья Жеребцов, экс-секретарь обкома, в ужасе от творимого вокруг,

пророчески восклицает: «На Россию идёт вредитель, от которого нет спасения…

Имя этому вредителю — бомж!.. Идите в монастырь. Мэрию и власть — всё от-

дайте в монастырь. Спасайтесь!» Его сын Иван замкнётся в себе и обратится к