Previous Page  67 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 67 / 160 Next Page
Page Background

67

ÄÎÍ_íîâûé 14/1

вых. Мёртвые живут с нами»). Потому так ревностно Андрей Качура охраняет

врученные ему владения. Не может его чуткая натура вынести прогрессирующего

зла. Если в «Загряжском субъекте» он поджигает клуб всесильного Курлюка, в

«Загряжском пантеоне» с уникальной недоказуемостью уничтожает помпезные

захоронения Кукуя и криминального деда Басана. Всё более его тревожат онтоло-

гические вопросы: что там, за предельной чертой, и встретится ли он в мире ином

с любимой Клариссой и родными. И когда отец Амвросий ему отвечает: «Царство

Божие внутри нас. Веришь— значит есть…Мысль имеет свойство материи», —он

успокаивается. И кажется: предел достигнут. Но не таков этот персонаж: новые

грани продолжают открываться в нём. Особенно преломились они в библейской

притче: «Велик человек и слаб человек». Слабость «личная», обычная — на пи-

тие и женщин. Однако женщины, которые встречаются в жизни Дрюни, приносят

ему не столько счастье, сколько беды. Кларисса, кто впервые почувствовала в нём

творческую личность, ушла из жизни по вине злодеев, Катерина Колупаева ушла к

сэру Ролтону по своей прихоти, Антонина Светличная, любившая его без памяти,

не вынесла ухода к другой. Герой самозабвенно берётся за воспитание беспризор-

ного ребёнка, усыновив его, но тот жестоко предаёт приёмного отца. И даже кот

Варфоломей, которого он готовил для кошачьего боя, после реванша сбегает от нёго

в камыши. И вместо положенного победителю миллиона Дрюня получает за свой

патриотизм лишь примитивные часы. Как устоял такой бескорыстный человек,

— тайна. Вероятно, в этом скрыт кантовский императив, в поэзии провозглашён-

ный Пушкиным: «Самостоянье человека — залог величия его».

Качура самодостаточен: понятия совести, стыда и чести внутри него. Кларисса,

поверившая в него, даже в то, что он может построить храм Христа Спасителя,

произносит: «Когда с ним происходит несправедливость, — он прячется от людей,

пьёт водку и плачет». Стало быть, и вторая его слабость (любят на Руси питие)

имеет своё оправдание. После всех жизненных «переплётов» не озлобился он.

Народ видит в нём воплощение демократии и свободолюбия, не представляя себе

Загряжска без него. Может быть, ещё и потому, что начисто лишён меркантильности.

«Богатство,— говорит он, — это большая зависимость». (Вопреки утверждению

другого персонажа: «Богатство — это свобода»). От жизненного комфорта, пред-

ложенного экс-министромПучеглазовым, Качура, не задумываясь, отказывается. Он

весьма хорошо понимает те бездны, которые открываются перед людьми алчными,

завистливыми, преступившими все исконные человеческие законы и рвущимися

к власти. Шельмоватому Тихону Качура говорит:«Чем отличается ужака от орла?

Рождённый ползать не может летать». Не находит он места своей гармоничной

натуре в этом узурпированном мире безудержного произвола. Тот памятник, кото-

рый организовывает ему, живому, приёмный сынок ради собственного престижа,

как бы инспирирует его заблаговременный уход из опостылевшей среды. В таком

контексте дорога в тихую обитель, удалённую на сотни километров от адова мира,

для Дрюни, вероятно, единственный выход. Он врывается в этот мир, как безумный,

словно, боясь, что двери в него захлопнутся, и он не успеет вскочить на подножку

рванувшей машины. (Примечательно, что в этом эдеме неслучайно окажутся го-

нимый священник Амвросий со своей возлюбленной, а позже в другую обитель

попадут и безумцы Катерина Колупаева и сэр Ролтон.)

История русской литературы знает немало примеров душевного спасения

личности в монастырских скитах (Никита Артамонов из романа М. Горького

«Дело Артамоновых», князь Касаткин из повести Л. Толстого «Отец Сергий»).

Сегодня эта мессианская идея особенно актуальна: храм оберегает, в какой-то

мере очищает, спасает. (Таков синтез романов В. Аксёнова «Остров Крым» и