Previous Page  66 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 66 / 160 Next Page
Page Background

66

Î ñóáúåêòàõ, ïàíòåîíå è «âîèñòèíó æåñòîêîì âåêå»

чтению Евангелия. Зинаида Верёвкина построит обитель для обездоленных, но

и стены этого заведения не спасут от беззакония. После гибели майора Миши,

искалеченного афганской войной, Антонина Светличная произносит: «Закрывай

свою богадельню, это насмешка над человеком». Нет согласия и среди духовной

братии, нет у неё и инструмента воздействия против вездесущего зла. На вопрос

Андрея Качуры, что делать фермеру, которого сгоняют с собственной земли и

избивают, отец Амвросий отвечает: «Есть вопросы, на которые нет ответа. Раз-

умного ответа…»

В художественном мире В. Воронова немало безумцев: врождённых (сынок

красавицы Люси Карасёвой и губернатора, отпрыск олигарха Фомы Гикало Ви-

тёк) и впавших в неистовство в результате ожесточения мира. Во второй плеяде

—«сошедший с нарезки» Данька Печёнкин, объявивший себя итальянским графом

Фуэнца, Катерина Колупаева и сэр Ролтон. Все они — своеобразная аллюзия на

идею вырождения человечества. Характерно, что безумцы в литературе появятся

лишь со времён Платона, когда несовершенство человеческой среды начнёт про-

грессировать: «Илиада» и «Одиссея» исключали их. В русской литературе таких

персонажей немало, особенно в произведениях Ф. Достоевского, о котором В.

Розанов заметил: «По его произведениям можно изучать всю Россию». Их пред-

ставляли вестниками, провидцами. В какой-то мере эту традиционную роль они

выполняют и у В. Воронова. Но его «провидцы» способны лишь прозреть ми-

нувшее и настоящее: о грядущем они молчат. Свои рассуждения «граф Фуэнца»

завершает интерпретацией гоголевской тройки: «О держава! Куда несёшься ты?

Дай ответ! Нет ответа».

Заметим, что образная и композиционная система романов несходна. Если в

«Загряжском субъекте» больше массовых, коллективных эпизодов, и имя Андрея

Качуры занимает место наряду со всеми, в «Загряжском пантеоне» он — главный

герой событий. В нём больше задумчивости, размышлений и тайных действий, к

тому же, очевидно: чувствуется нечто непосредственное или подспудное автор-

ское. Но способен ли Андрей Качура быть героем-предводителем, воздейство-

вать на взбаламученную среду? И что это за тип в национальном историческом

контексте?

Роман «Загряжский субъект» заканчивается элегической картиной разгромлен-

ного погоста, где ещё после войны стояли старинные надгробья. Грустные мысли

овладевают автором, проходящим по этому запустению: «С годами чувствительнее

душа… Вот как устроен человек! Когда молод и здоров, то не чувствуешь есте-

ственного желания поднять голову и смотреть на ночное небо, не замечаешь, как

проклёвываются первые почки. ...А теперь не могу сдержать слёз, слушая чело-

веческие крики кукушки в пойменном лесу…» Что-то забытое из «Суходола» И.

Бунина слышится во всём этом. Только он «пропел литургию» об уходящем классе

в его необратимой естественной неизбежности, у В. Воронова здесь вторгается

и человеческий фактор: память о предках уничтожает городская власть, изымая

каменные надгробья для дорог и тротуаров. Так к проблеме памяти подключает-

ся и проблема нравственности, начинает звучать вопрос ответственности перед

историей и современностью.

В начале «Загряжского пантеона» Андрей Качура — смотритель кладбища

и такой зачин воспринимается, как своего рода разбег в тему памяти. Кладби-

ще — связующее звено мёртвых и живых. Это обострённо чувствуют и герой

(«Мо

жет быть, потому перешёл жить на кладбище, что мёртвых уважаю больше,

чем живых»), и автор («И сочувствия, и утешения всё больше ищешь — у мёрт-