Previous Page  61 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 61 / 162 Next Page
Page Background

61

ÄÎÍ_íîâûé 13/1

развитым литературным вкусом, да более того, достаточно быть просто вдумчивым,

по-настоящему увлечённым литературой читателем (не задураченным никакими

заумными литературоведческими и графотекстологическими теориями), чтобы без

чьей бы то ни было подсказки понимать: вся эта нескончаемая болтовня о плагиате

не имеет никакого отношения к литературе и диктуется мотивами и интересами, ле-

жащими далеко за её пределами. Следовательно, перед этой частью читателей любое

выступление в защиту Шолохова настолько же излишне, насколько пустословно

всякое разъяснение того, что и без разъяснений ясно.

Защищать его перед сомневающимися? Неблагодарная задача, ибо сомневаю-

щийся — это человек, не способный выработать собственного мнения, не имеющий

его, а потому и вынужденный лишь соглашаться или не соглашаться со мнением

других. А раз так, то если кому-то и удастся убедить его в правоте своего мнения,

то уже через минуту он может «перестроиться», едва лишь появится достаточно ве-

леречивый пропагандист иного (и даже прямо противоположного) мнения. Такому

человеку никто и ничто не может помочь в разрешении его сомнений, кроме него

самого, кроме его способности и желания обрести достаточно широкую эрудицию

и достаточную глубину знаний, позволяющих иметь собственное (разумеется, со-

всем не обязательно оригинальное) мнение, основанное не на слепой доверчивости

к разглагольствованиям других, а на самой сути дела.

Тогда, перед кем же? Уж не перед теми ли, кто сознательно берётся пережёвывать

старые и распространять новые — один другого нелепее — слухи? Но это уже не те

люди, перед которыми можно было бы защищать, а те, от кого следует защищать.

В свою очередь, это означает: не защищать Шолохова, а вступать в нескончаемый

спор с теми, с кем спорить, как говорил Чехов, всё равно, что стараться перекричать

злую бабу.

Как правило, это люди, чьи творческие, извините, потенции не идут дальше спо-

собности «светиться отраженным светом» и, если ограничиться областью литературы,

то более грубо, но и более точно говоря, —дальше способности кое-как паразитиро-

вать на творчестве других. Такого рода споры— это и их хлеб, и их конёк. Именно о

таких окололитературных спорщиках отец говорил, бывало: «Не надо их трогать. В

спорах у них рождается гонорар. Все мы человеки. Жить-то ведь как-то нужно!»

**

Для тех, у кого измышления и инсинуации — дело жизни, а «онаучивание» их

(с целью придать им правдоподобный вид) и попытки любую заумь выдать за ум

—профессия, для них всякий аргумент оказывается лишь дополнительным поводом

к новым нападкам. «Не печатай, пожалуйста, опровержений, —настоятельно совето-

вал А. П. Чехов своему брату. —Ведь опровергать газетчиков всё равно, что дергать

чёрта за хвост... И шмули, особенно одесские, нарочно будут задирать тебя, чтобы

ты только присылал им опровержения».

***

«Не надо даже читать их статей, — ещё

* Рассказывают, правда, что когда один из подобных деятелей, оправдываясь перед Наполеоном,

выдвинул этот аргумент — жить-то ведь как-то нужно, — не привыкший церемониться император

отрезал: «Не вижу в том никакой необходимости». Слава Богу, конечно, что минули времена

императоров. Тем не менее задумываться — а зачем, собственно, таких деятелей терпят в сферах, где

они, принося непоправимый вред, не приносят даже той пользы, каковая именуется сомнительной,

— задумываться над этим приходится.

** Чехов А. П. Собр. соч. Т. 12. М., 1957. С. 394.

*** В одной из работ об отце мне довелось прочитать, что в 1929 г. по инициативе руководства РАПП

была создана специальная комиссия, которая, проведя расследование, должна была дать заключение по

поводу обвиненийШолохова в плагиате. Насколько мне известно из рассказов отца, это не соответствует

действительности в той части, что руководство РАПП всячески игнорировало настоятельные просьбы

отца о создании такой комиссии. Все члены правления РАПП, разумеется, прямо не отказывали, но

и ничего не делали, мотивируя своё нежелание самым благовидным предлогом: «Мы тебя знаем, в

оправданиях ты не нуждаешься, так зачем же и связываться с откровенными

(см. на след стр.)