67
ÄÎÍ_íîâûé 13/1
Размышляя обо всём этом, невольно приходишь ещё к одному вопросу: а заду-
мываются ли сами ниспровергатели имён и авторитетов, эти духовные киллеры и
профессиональные «перестройщики» в области духа, о результатах и последствиях
своей деятельности? Или, по крайней мере, все ли они задумываются над этим?
В том, что заказчики их «поделок», их щедрые наниматели и работодатели прекрас-
но понимают, что делают, сомневаться не приходится. Тем же, кто в святой простоте
своей не ведает, что творит, хотел бы напомнить возвышенные слова замечательного
русского мыслителя И. Ильина, сказанные им о Родине и гении:
«...Родина есть выстраданные нами и открывшиеся нам лики Божии: в молитвах,
иконах и храмах; в песнях, поэмах и трагедиях; в созданиях искусства и в подвигах
наших святых и героев... Родина — это тот национальный строй и уклад души, ко-
торый выстрадался и выносился нашим народом в его бытии и в его быту и который
незаметно, но неизменно владеет и моею душою— её дыханием и вдохом, и стоном,
и жестом, и языком, и пляскою. Родина есть нечто от духа и для духа. И тот, кто не
живёт духом, тот не будет иметь Родины; и она останется для него навсегда тёмною
загадкой и странною ненужностью...
Но именно поэтому творцы духа суть живые очаги Родины. Назови мне, кто те
пророки, гении и герои, перед которыми ты в любви преклоняешься, и я скажу, ка-
кого ты духа, и где твоя Родина... Ибо ты любишь их и преклоняешься перед ними
потому, что они облегчили тебе бремя твоей жизни, показали тебе путь к устроению
твоей души, дали тебе утешение, дали тебе радость <...> через них ты утвердил себя,
свою личность, свой дух и свой характер; и потому— знаешь ты о том или не знаешь
— они твои пастыри и учителя, создавшие твою Родину и указавшие её тебе.
...И народы искони понимали это, связывая своё бытие и своё национальное и
государственное самоутверждение с культом своих великих предков, героев и свя-
тых...
Вот почему правы мудрецы, утверждавшие, что народ и его герои — суть
одно».
А вот об этом же — слова ещё одного выдающегося русского ученого.
«...Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравствен-
ной... Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на
общее благо, памятями деятелей, внёсших наибольшее количество добра в своё об-
щество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа;
они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет,
как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответствен-
ности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство
долга <...> Творя память этих великих предков и их дел <...>, мы проверяем свой
нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного
порядка, обновляем его, пополняя произведённые в нём траты <... > С угасанием исто-
рической памяти народа запас этот не пополняется и растрачивается «без остатка»,
*
— так писал Василий Осипович Ключевский.
Подобного рода мысли не оставляют в покое и наших современников, и вполне
понятно, почему в суждениях своих они оказываются ещё более резкими.
Так, например, в статье «Жизнь во лжи» (Слово. 1999. № l) А. Ларионов пишет:
«...С древних времён признано, что крушение кумиров влечёт за собой не только
крушение империй, но и самого человека, человека на всех ступенях общества,
вплоть до самой низшей социальной ступени».
Справедливость и точность всех этих мыслей настолько очевидны, что не требуют
никаких комментариев, кроме разве что одного краткого резюме: великие мёртвые,
память о которых хранит народ, всегда указывают путь живым; живые же без этих
* Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991. С. 75-76.