Previous Page  67 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 67 / 162 Next Page
Page Background

67

ÄÎÍ_íîâûé 13/1

Размышляя обо всём этом, невольно приходишь ещё к одному вопросу: а заду-

мываются ли сами ниспровергатели имён и авторитетов, эти духовные киллеры и

профессиональные «перестройщики» в области духа, о результатах и последствиях

своей деятельности? Или, по крайней мере, все ли они задумываются над этим?

В том, что заказчики их «поделок», их щедрые наниматели и работодатели прекрас-

но понимают, что делают, сомневаться не приходится. Тем же, кто в святой простоте

своей не ведает, что творит, хотел бы напомнить возвышенные слова замечательного

русского мыслителя И. Ильина, сказанные им о Родине и гении:

«...Родина есть выстраданные нами и открывшиеся нам лики Божии: в молитвах,

иконах и храмах; в песнях, поэмах и трагедиях; в созданиях искусства и в подвигах

наших святых и героев... Родина — это тот национальный строй и уклад души, ко-

торый выстрадался и выносился нашим народом в его бытии и в его быту и который

незаметно, но неизменно владеет и моею душою— её дыханием и вдохом, и стоном,

и жестом, и языком, и пляскою. Родина есть нечто от духа и для духа. И тот, кто не

живёт духом, тот не будет иметь Родины; и она останется для него навсегда тёмною

загадкой и странною ненужностью...

Но именно поэтому творцы духа суть живые очаги Родины. Назови мне, кто те

пророки, гении и герои, перед которыми ты в любви преклоняешься, и я скажу, ка-

кого ты духа, и где твоя Родина... Ибо ты любишь их и преклоняешься перед ними

потому, что они облегчили тебе бремя твоей жизни, показали тебе путь к устроению

твоей души, дали тебе утешение, дали тебе радость <...> через них ты утвердил себя,

свою личность, свой дух и свой характер; и потому— знаешь ты о том или не знаешь

— они твои пастыри и учителя, создавшие твою Родину и указавшие её тебе.

...И народы искони понимали это, связывая своё бытие и своё национальное и

государственное самоутверждение с культом своих великих предков, героев и свя-

тых...

Вот почему правы мудрецы, утверждавшие, что народ и его герои — суть

одно».

А вот об этом же — слова ещё одного выдающегося русского ученого.

«...Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравствен-

ной... Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на

общее благо, памятями деятелей, внёсших наибольшее количество добра в своё об-

щество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа;

они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет,

как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответствен-

ности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство

долга <...> Творя память этих великих предков и их дел <...>, мы проверяем свой

нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного

порядка, обновляем его, пополняя произведённые в нём траты <... > С угасанием исто-

рической памяти народа запас этот не пополняется и растрачивается «без остатка»,

*

— так писал Василий Осипович Ключевский.

Подобного рода мысли не оставляют в покое и наших современников, и вполне

понятно, почему в суждениях своих они оказываются ещё более резкими.

Так, например, в статье «Жизнь во лжи» (Слово. 1999. № l) А. Ларионов пишет:

«...С древних времён признано, что крушение кумиров влечёт за собой не только

крушение империй, но и самого человека, человека на всех ступенях общества,

вплоть до самой низшей социальной ступени».

Справедливость и точность всех этих мыслей настолько очевидны, что не требуют

никаких комментариев, кроме разве что одного краткого резюме: великие мёртвые,

память о которых хранит народ, всегда указывают путь живым; живые же без этих

* Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991. С. 75-76.