56
Êàê ðàíî çàâèñòè ïðèâë¸ê îí âçîð êðîâàâûé...
дорогой мне — самый дорогой! — человечек горюет и радуется со мной и живёт со
мной в мыслях, как и я с этим самым человечком. Целую, целую!..»
***
«Тихий Дон», — вспоминала то время Е. Г. Левицкая, — сперва появился в жур-
нале «Октябрь», а затем вышел в конце 1928 г. отдельной книгой... Боже мой, какая
поднялась вакханалия клеветы и измышлений по поводу «Тихого Дона» и по адресу
автора! С серьёзными лицами, таинственно понижая голос, люди, как будто бы впол-
не «приличные» — писатели, критики, — не говоря уж об обывательской публике,
— передавали «достоверные» истории: Шолохов, мол, украл рукопись у какого-то
белого офицера; мать офицера, по одной версии, приходила в газету «Правда» или
в ЦК, или в РАПП — и просила защиты прав её сына, написавшего такую замеча-
тельную книгу... На всех литературных перекрёстках чернили и клеветали автора
«Тихого Дона». Бедный автор, которому в 1928 г. едва исполнилось 23 года. Сколько
нужно было мужества, сколько уверенности в своей силе и в своём писательском
таланте, чтобы стойко переносить все пошлости, все ехидные советы и «дружеские»
указания «маститых» писателей. Я однажды добралась до одного такого «маститого»
— это оказался Березовский, который глубокомысленно изрёк: «Я старый писатель,
но такой книги, как «Тихий Дон», не мог бы написать... Разве можно поверить, что в
23 года, не имея никакого образования, человек мог написать такую глубокую, такую
психологически правдивую книгу... Что-то неладно!»
*
К нам, в книжную консультацию издательства «Московский рабочий», посыпа-
лись письма и запросы — кто такой автор «Тихого Дона», сколько ему лет, кто он
родом и пр.
Конечно, никто из окружавших М. А. близких людей не придавал значения всей
этой клеветнической шумихе... Дело дошло до необходимости группе писателей
(Серафимович, Фадеев, Ставский, др.) выступить с резким письмом в редакцию,
клеймя позором травлю молодого советского писателя.
Чем же объясняется эта писательская травля молодого автора? Когда я вспоми-
наю то громадное впечатление, которое производил «Тихий Дон» на широкие массы
читателей, мне думается, что всех поразило мастерство, сила, необыкновенная спо-
собность показать душу самых различных людей — всё то, что зачастую отсутство-
вало у многих писателей. Здесь была общечеловеческая зависть, желание унизить,
загрязнить чистую радость творчества. Все мои попытки добраться до источника
приводили либо к писателю, либо к издателю».
Надо сказать, что «Тихий Дон» заставил тогда удивляться и саму Евгению Григо-
рьевну: «Перечитывая много раз «Тихий Дон», — писала она в своих воспоминани-
ях, — я вновь и вновь поражалась силе и тонкости понимания самых сокровенных
глубин человеческого сердца. Откуда этот юноша мог понять и Аксинью, и Наталью,
и любовь Ани, и мятущуюся душу Григория...»
**
* Березовский Ф. А
. — один из первых редакторов Шолохова и он же один из первых авторов клевет-
нических измышлений о плагиате. Разумеется, было бы глупо опровергать эти примитивные «аргументы»,
которые и прийти-то могут лишь в очень «плоскую» голову, с самоуверенностью невежды мнящую, что
нет и не может быть головы, способной на большее, чем она сама. Интересно лишь то, что нынешние
клеветники сами «сплагиатничали» эти «аргументы» и повторяют их, с маниакальным упорством не желая
замечать, что они опровергаются самой историей творческой—литературно-художественной, научной и
изобретательской—мысли, показывающей, что множество наиболее выдающихся свершений её достиг-
нуто людьми «непростительно» молодыми. Что же касается образования... Первое, что здесь приходит на
ум, это вполне резонное сомнение Саши Черного: «Ослу образованье дали. Он стал умней? Едва ли».
** Знамя. 1987. № 16. С. 181.