Previous Page  56 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 56 / 162 Next Page
Page Background

56

Êàê ðàíî çàâèñòè ïðèâë¸ê îí âçîð êðîâàâûé...

дорогой мне — самый дорогой! — человечек горюет и радуется со мной и живёт со

мной в мыслях, как и я с этим самым человечком. Целую, целую!..»

***

«Тихий Дон», — вспоминала то время Е. Г. Левицкая, — сперва появился в жур-

нале «Октябрь», а затем вышел в конце 1928 г. отдельной книгой... Боже мой, какая

поднялась вакханалия клеветы и измышлений по поводу «Тихого Дона» и по адресу

автора! С серьёзными лицами, таинственно понижая голос, люди, как будто бы впол-

не «приличные» — писатели, критики, — не говоря уж об обывательской публике,

— передавали «достоверные» истории: Шолохов, мол, украл рукопись у какого-то

белого офицера; мать офицера, по одной версии, приходила в газету «Правда» или

в ЦК, или в РАПП — и просила защиты прав её сына, написавшего такую замеча-

тельную книгу... На всех литературных перекрёстках чернили и клеветали автора

«Тихого Дона». Бедный автор, которому в 1928 г. едва исполнилось 23 года. Сколько

нужно было мужества, сколько уверенности в своей силе и в своём писательском

таланте, чтобы стойко переносить все пошлости, все ехидные советы и «дружеские»

указания «маститых» писателей. Я однажды добралась до одного такого «маститого»

— это оказался Березовский, который глубокомысленно изрёк: «Я старый писатель,

но такой книги, как «Тихий Дон», не мог бы написать... Разве можно поверить, что в

23 года, не имея никакого образования, человек мог написать такую глубокую, такую

психологически правдивую книгу... Что-то неладно!»

*

К нам, в книжную консультацию издательства «Московский рабочий», посыпа-

лись письма и запросы — кто такой автор «Тихого Дона», сколько ему лет, кто он

родом и пр.

Конечно, никто из окружавших М. А. близких людей не придавал значения всей

этой клеветнической шумихе... Дело дошло до необходимости группе писателей

(Серафимович, Фадеев, Ставский, др.) выступить с резким письмом в редакцию,

клеймя позором травлю молодого советского писателя.

Чем же объясняется эта писательская травля молодого автора? Когда я вспоми-

наю то громадное впечатление, которое производил «Тихий Дон» на широкие массы

читателей, мне думается, что всех поразило мастерство, сила, необыкновенная спо-

собность показать душу самых различных людей — всё то, что зачастую отсутство-

вало у многих писателей. Здесь была общечеловеческая зависть, желание унизить,

загрязнить чистую радость творчества. Все мои попытки добраться до источника

приводили либо к писателю, либо к издателю».

Надо сказать, что «Тихий Дон» заставил тогда удивляться и саму Евгению Григо-

рьевну: «Перечитывая много раз «Тихий Дон», — писала она в своих воспоминани-

ях, — я вновь и вновь поражалась силе и тонкости понимания самых сокровенных

глубин человеческого сердца. Откуда этот юноша мог понять и Аксинью, и Наталью,

и любовь Ани, и мятущуюся душу Григория...»

**

* Березовский Ф. А

. — один из первых редакторов Шолохова и он же один из первых авторов клевет-

нических измышлений о плагиате. Разумеется, было бы глупо опровергать эти примитивные «аргументы»,

которые и прийти-то могут лишь в очень «плоскую» голову, с самоуверенностью невежды мнящую, что

нет и не может быть головы, способной на большее, чем она сама. Интересно лишь то, что нынешние

клеветники сами «сплагиатничали» эти «аргументы» и повторяют их, с маниакальным упорством не желая

замечать, что они опровергаются самой историей творческой—литературно-художественной, научной и

изобретательской—мысли, показывающей, что множество наиболее выдающихся свершений её достиг-

нуто людьми «непростительно» молодыми. Что же касается образования... Первое, что здесь приходит на

ум, это вполне резонное сомнение Саши Черного: «Ослу образованье дали. Он стал умней? Едва ли».

** Знамя. 1987. № 16. С. 181.