135
ÄÎÍ_íîâûé 14/1
В ногайском фольклоре широко распространён мифологизированный образ
«коьк боьри» (небесный волк). Слово «коьк» в переводе означает не только
небо, так называют и синий цвет. В сознании ногайца образ «коьк боьри» не
потерял свою сакральную суть вплоть до настощего времени.
Обыкновенного земного волка ногайцы тоже чтили, хотя при необходи-
мости его убивали. Ногайские знахари—бакши и кагымши—использовали
шкуру, кости волка для оберега и при разных целительных заклинаниях.
Особенно часто использовалась для лечения тяжелобольных детей свежесо-
дранная волчья шкура. Для этого специально искали волка, убивали и сдирали
шкуру. Обряд назывался «бослама».
Клочок волчьей шкуры был практически в каждом ногайском доме, — он
играл роль оберега для детей. Его привязывали к изголовью колыбели. Клочки
волчьей шкуры также использовали для исцеления взрослых больных. Во
время сеанса шкуру кололи иглой и сжигали, тем самым изгоняя злого духа,
вызвавшего заболевание. Кагымши и другие ворожеи использовали и нить
из сухожилия волка — «тарамыс». В народе было широко распространено
мнение, что волчий дух изгоняет шайтанов и йинов (джиннов).
В древности одежда из волчьих шкур использовалась, как надёжная защита
от несчастий. Ногайская знать носила волчьи шубы. Ашапки из шкуры волка
старались носить все. Ногайское название шапки — боьрк, боьрик (волчий)
— говорит о происхождении материала для головного убора. Степняки Кара-
ногая для тех, кто боится собак, делали пояса из волчьей шкуры, перевязывая
их семицветными нитями. Зуб волка у ногайцев использовался, как амулет.
Исследователь Тахир Акманбетов приводит интересные фольклорные
данные об отношении наших предков к волку.
4
Ему рассказали такое по-
верье. Человеку, уставшему душой и страдающему депрессиями, особенно
пожилого возраста, рекомендовалось убить волка.
«В шестьдесят лет ты должен убить волка, — говорили наши деды. — И
принести на курган, где принародно содрать с него шкуру».
Шкура волка разрезалась на кусочки и раздавалась аульчанам. Те цело-
вали кусочек шкуры и прикладывали ко лбу, а потом носили с собой или
прятали в надёжном месте дома. Аульчане вместе с убившим волка человеком
совершали ритуал с головой волка. Один из стариков прикреплял на палку
голову зверя и стоял на вершине кургана, остальные аульчане окружали его.
При этом женщины пели песню:
Боьри бас, боьри бас,
Болмабизгекас.
Янымянболсын,
Басым дан болсын.
Боьри бас, боьри бас,
Тилегимизге кулак ас.
Кылыш тот болмасын,
Кардашымятболмасын.
Билбилкустайсарнайык,
Эдигехандайтойлайык,