Previous Page  135 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 135 / 160 Next Page
Page Background

135

ÄÎÍ_íîâûé 14/1

В ногайском фольклоре широко распространён мифологизированный образ

«коьк боьри» (небесный волк). Слово «коьк» в переводе означает не только

небо, так называют и синий цвет. В сознании ногайца образ «коьк боьри» не

потерял свою сакральную суть вплоть до настощего времени.

Обыкновенного земного волка ногайцы тоже чтили, хотя при необходи-

мости его убивали. Ногайские знахари—бакши и кагымши—использовали

шкуру, кости волка для оберега и при разных целительных заклинаниях.

Особенно часто использовалась для лечения тяжелобольных детей свежесо-

дранная волчья шкура. Для этого специально искали волка, убивали и сдирали

шкуру. Обряд назывался «бослама».

Клочок волчьей шкуры был практически в каждом ногайском доме, — он

играл роль оберега для детей. Его привязывали к изголовью колыбели. Клочки

волчьей шкуры также использовали для исцеления взрослых больных. Во

время сеанса шкуру кололи иглой и сжигали, тем самым изгоняя злого духа,

вызвавшего заболевание. Кагымши и другие ворожеи использовали и нить

из сухожилия волка — «тарамыс». В народе было широко распространено

мнение, что волчий дух изгоняет шайтанов и йинов (джиннов).

В древности одежда из волчьих шкур использовалась, как надёжная защита

от несчастий. Ногайская знать носила волчьи шубы. Ашапки из шкуры волка

старались носить все. Ногайское название шапки — боьрк, боьрик (волчий)

— говорит о происхождении материала для головного убора. Степняки Кара-

ногая для тех, кто боится собак, делали пояса из волчьей шкуры, перевязывая

их семицветными нитями. Зуб волка у ногайцев использовался, как амулет.

Исследователь Тахир Акманбетов приводит интересные фольклорные

данные об отношении наших предков к волку.

4

Ему рассказали такое по-

верье. Человеку, уставшему душой и страдающему депрессиями, особенно

пожилого возраста, рекомендовалось убить волка.

«В шестьдесят лет ты должен убить волка, — говорили наши деды. — И

принести на курган, где принародно содрать с него шкуру».

Шкура волка разрезалась на кусочки и раздавалась аульчанам. Те цело-

вали кусочек шкуры и прикладывали ко лбу, а потом носили с собой или

прятали в надёжном месте дома. Аульчане вместе с убившим волка человеком

совершали ритуал с головой волка. Один из стариков прикреплял на палку

голову зверя и стоял на вершине кургана, остальные аульчане окружали его.

При этом женщины пели песню:

Боьри бас, боьри бас,

Болмабизгекас.

Янымянболсын,

Басым дан болсын.

Боьри бас, боьри бас,

Тилегимизге кулак ас.

Кылыш тот болмасын,

Кардашымятболмасын.

Билбилкустайсарнайык,

Эдигехандайтойлайык,