Previous Page  138 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 138 / 160 Next Page
Page Background

138

Èéò – ñîáàêà

Большого Пса, по ногайским представлениям, состояло из пяти звёзд, поэтому

в преданиях луну охраняют пять самыров. Самыр — это название гончей

породы собак, но в преданиях так называли и мифических летающих небес-

ных существ. В сказке «Пять самыров» летающие собаки помогают шаману

прогнать чудовищных елмаузов.

Кроме названия «самыр», космическую собаку называли и словом «тобет»

(тоьбе-ийт, небесная собака), хотя и это слово в ногайском языке закреплено

за земной собакой.

С принятием мусульманства у ногайцев выработалось отрицательное от-

ношение к собаке. Плохого человека стали называть ийтаьдем, ийттентувган

(собака, человек, рождённый собакой); говоря «ийтяшав (собачья жизнь)»,

подразумевали плохуюжизнь. Но, вместе с этим, отголоски древнего верова-

ния не терялись. Если человек собирался в дорогу, чтобы ему сопутствовала

удача, обязательно хорошо кормили собаку, и называлось это кормление

«ийтсадака» (жертва собаке). Сохранилось устойчивое выражение: «кыз-

ганганымкызылийткеболсын» — «Если жалею пищу (материальные блага,

деньги), то пусть они достанутся красной собаке).

Известный ногайский учёный Рамазан Керейтов в книге «Ногайцы»

3

при-

водит интересные данные. Ногайцы, по его мнению, считали, что ребёнок до

сорока дней носил ийткоьйлек (собачью рубашку), после сорока дней она с

него снималась и надевалась на собаку. А на ребёнка в сорок дней надевалась

рубашка, сшитая из сорока лоскутков, преподнесённых родственниками

или соседями в подарок. Такую рубашку называли «кырккоьйлек» (сорок

рубашек).

В ногайском фольклоре сохранилось немало преданий о необычной пре-

данности собаки. Особенно почитались у ногайцев койшыийт (пастушьи

овчарки); для того чтобы они были злыми, им отрезали хвосты и уши.

Ногайские бакши использовали кости и череп собаки для того, чтобы в

них уходил недуг, «извлечённый» из больного пациента.

Вплоть до недавнего времени ногайцы часто давали детям «собачьи» име-

на: Кобек (Пес), Кушик (Щенок), Барак (Ворсистая собака), Кончак (Сука),

Буралки (Дикая собака) и т. д.

Известно, что в курганных захоронениях крупных ногайских феодалов у

входа в корхана (могилу) хоронили собаку. Археологи определяют ногайские

курганы по этому признаку. Вероятно, от этого пошло русское выражение:

«Вот где собака зарыта!», — поскольку где-то рядом с собакой находились

сокровища захороненного феодала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1

Капаев И.С. Опыт мифологического словаря. Ногайские мифы, легенды и поверья. Из-во

«Голос-Пресс», Москва, 2012 г.

2

Эдвин К. Крапп. Легенды и предания. Москва, 2000г.

3

Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры, Став-

рополь, 2009 г.

4

Акманбетов Т.А. Коьзясымнурболсын. Бозлавлар, Махачкала, 2009 г.

5

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. Из-во «Мысль», Москва, 1994 г.

6

Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Из-во «Наука», Москва, 1973 г.