138
Èéò – ñîáàêà
Большого Пса, по ногайским представлениям, состояло из пяти звёзд, поэтому
в преданиях луну охраняют пять самыров. Самыр — это название гончей
породы собак, но в преданиях так называли и мифических летающих небес-
ных существ. В сказке «Пять самыров» летающие собаки помогают шаману
прогнать чудовищных елмаузов.
Кроме названия «самыр», космическую собаку называли и словом «тобет»
(тоьбе-ийт, небесная собака), хотя и это слово в ногайском языке закреплено
за земной собакой.
С принятием мусульманства у ногайцев выработалось отрицательное от-
ношение к собаке. Плохого человека стали называть ийтаьдем, ийттентувган
(собака, человек, рождённый собакой); говоря «ийтяшав (собачья жизнь)»,
подразумевали плохуюжизнь. Но, вместе с этим, отголоски древнего верова-
ния не терялись. Если человек собирался в дорогу, чтобы ему сопутствовала
удача, обязательно хорошо кормили собаку, и называлось это кормление
«ийтсадака» (жертва собаке). Сохранилось устойчивое выражение: «кыз-
ганганымкызылийткеболсын» — «Если жалею пищу (материальные блага,
деньги), то пусть они достанутся красной собаке).
Известный ногайский учёный Рамазан Керейтов в книге «Ногайцы»
3
при-
водит интересные данные. Ногайцы, по его мнению, считали, что ребёнок до
сорока дней носил ийткоьйлек (собачью рубашку), после сорока дней она с
него снималась и надевалась на собаку. А на ребёнка в сорок дней надевалась
рубашка, сшитая из сорока лоскутков, преподнесённых родственниками
или соседями в подарок. Такую рубашку называли «кырккоьйлек» (сорок
рубашек).
В ногайском фольклоре сохранилось немало преданий о необычной пре-
данности собаки. Особенно почитались у ногайцев койшыийт (пастушьи
овчарки); для того чтобы они были злыми, им отрезали хвосты и уши.
Ногайские бакши использовали кости и череп собаки для того, чтобы в
них уходил недуг, «извлечённый» из больного пациента.
Вплоть до недавнего времени ногайцы часто давали детям «собачьи» име-
на: Кобек (Пес), Кушик (Щенок), Барак (Ворсистая собака), Кончак (Сука),
Буралки (Дикая собака) и т. д.
Известно, что в курганных захоронениях крупных ногайских феодалов у
входа в корхана (могилу) хоронили собаку. Археологи определяют ногайские
курганы по этому признаку. Вероятно, от этого пошло русское выражение:
«Вот где собака зарыта!», — поскольку где-то рядом с собакой находились
сокровища захороненного феодала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1
Капаев И.С. Опыт мифологического словаря. Ногайские мифы, легенды и поверья. Из-во
«Голос-Пресс», Москва, 2012 г.
2
Эдвин К. Крапп. Легенды и предания. Москва, 2000г.
3
Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры, Став-
рополь, 2009 г.
4
Акманбетов Т.А. Коьзясымнурболсын. Бозлавлар, Махачкала, 2009 г.
5
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. Из-во «Мысль», Москва, 1994 г.
6
Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Из-во «Наука», Москва, 1973 г.