Previous Page  131 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 131 / 162 Next Page
Page Background

131

ÄÎÍ_íîâûé 13/1

няется всеобщим неблагополучием мира, которое видится неумолимым грядущим

жестокого «кочевья».

В январе 1917 года М. Цветаева пишет стихотворение «Мировое началось во мгле

кочевье...». Оно звучит как предчувствие надвигающихся катастрофических перемен.

(Позже в письме от 4 апреля 1933 года Ю. Иваску она напишет: «Я всё знала — от-

родясь».) Приём семантического варьирования, ставший ведущим в её творчестве,

в этом стихотворении приобретает особую подчиняющую силу. Его первая строка

определяет первый инвариант мирового апокалипсиса; все последующие развивают

глобальный образ, где человеческая судьба—«ничто» в разрушающем потоке всемир-

ной истории. Оттого так безнадёжно трагичны заключительные строки: «Это реки

начинают путь — вспять! / И мне хочется к тебе на грудь — спать». Но очень скоро

и этот кажущийся покой будет отвергнут. В августе 1917 года М. Цветаева пишет: «И

на грудь, где наши рокоты и стоны, / Опускается железное крыло». Возникает новый

инвариант возможной душевной гармонии: «Только в обруче огромного закона / Мне

просторно — мне спокойно — мне светло». Но безбрежность «огромного закона»

в результате тоже окажется раздавленной жестокой силой «железного крыла». Л.

Аннинский по этому поводу замечает: «На всю жизнь М. Цветаева получает роко-

вой дар: ничто в её жизни не сбывается, не воплощается адекватно; всё существует

только в горячечном воображении и реализуется в горних высях; спускаясь к долу

— рушится». Ранее утвердившаяся антитеза «бессонница — сон» как вечные анти-

поды жизни и смерти в творчестве поэта всё более будет обостряться.

«Бессоннице» М. Цветаева посвятила целый цикл стихотворений. Но этот образ

вторгается и в другие её поэтические откровения, получая свой бескомпромиссный

вердикт как «правило» жизни:

Нам бессонница — не бремя,

Отродясь кипим в котле.

Так-то лучше. Будет время

Телу выспаться в земле.

Образ становится тем «инструментарием», который открывает по-новому при-

вычный и такой ординарный мир. После бессонной ночи «Целая радуга — в каждом

случайном звуке! / И на морозе Флоренцией пахнет вдруг». Ради этой красоты жизни

«зоркий сторож с колотушкой» неустанно призывает: «Не спи! Крепись! Говорю

добром! / А то — вечный сон! А то вечный — дом!» Однако соскальзывание в мир

призрачного сна всё-таки продолжается. Вначале — как предчувствие, как знак,

ведомый только лирической героине («И никто не видит по дороге, / Что давным-

давно уж я во гробе / Досмотрела свой огромный сон»); далее — как откровение

перед тем «идеальным» героем, в котором заключены все качества «рыцарства». В

этом плане стихотворения «По дорогам, от мороза звонким...», «Мировое началось

во мгле кочевье...» и «Только в очи мы взглянули без остатка...» сопрягаются как

своеобразное продолжение одно другого.

Отношение М. Цветаевой к смерти неординарно. В 17 лет она пишет стихотво-

рение «Молитва», в котором высказывает не только всеохватную любовь к миру, но

и парадоксальную для юности идею: «Люблю и крест, и шёлк, и каски, / Моя душа

мгновений след — / Ты дал мне детство — лучше сказки / И дай мне смерть — в

семнадцать лет!»

Она словно ведёт своеобразную полемику с «прекраснейшей из муз» Ахматовой,

противопоставляя её пророческому «посмертному узнаванию» («Издалёка, мальчик

зоркий, / Будешь крест мой узнавать») свою завещаемую безымянность, которая зву-

чит как заклинание, обращённое ко всему и всем: «Положите меня промеж / Четырёх

дорог», «Становись надо мной крестом, / Раздорожный столб!», «Высоко надо мной