Previous Page  134 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 134 / 162 Next Page
Page Background

134

«Ãîëîñ ïðàâäû íåáåñíîé ïðîòèâ ïðàâäû çåìíîé»

мастерства писала: «Она черпает из глубочайших источников речи и употребляет

мелодии звука и рифмы, которые невозможно передать в переводе на другие языки».

(М. Разумовская. Марина Цветаева. М., 1994. С. 132).

М. Цветаеву захватывает тема высокого назначения поэта; следуя пушкинской

традиции творческого «самосжигания», она создаёт поэму «На красном коне». Её

стихи о долге поэта и природе творчества обретают монументальную стройность и

ораторскую патетику:

Птица-Феникс — я, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю — и горю дотла!

И да будет мне ночь — светла!

Но всю свою безмерную горечь за гибель России она выразила в стихотворениях,

объединённых в сборнике «Лебединый стан», при жизни так и не изданном (впервые

—в Мюнхене в 1957 году). Отныне её душа прикована к Дону, где в Добровольческой

армии сражается её «верный рыцарь чести» — воплощение «белизны» и ростанов-

ского «Орлёнка».

Каким предстал Дон в поэтическом видении М. Цветаевой того безумного вре-

мени, об этом лучше всего говорят эпитеты: лебединый, журавлиный, голубиный,

широкий, белый. Последнее определение «белый» прочно закрепляется за теми соци-

альными силами, которые теперь составляют органический «нерв» жизни поэта («Бе-

лая гвардия — путь твой высок. / Чёрному дулу — грудь и висок»). Отныне всё, что

дорого ему, воспринимается в белых тонах («Белым стражем да встанет — честь»),

всему противопоставляется он («белизна — угроза черноте»). Примечательно, что

цветовая гамма в стихах М. Цветаевой этого времени довольно ограниченна: кроме

белого есть чёрный, жёлтый и красный, переходящий нередко в кровавый («Перепи-

вайтесь кровавым пойлом»). Такая ограниченность палитры неслучайна: корни её в

греческой живописи эпохи Полигнота, символически отражающей реалистическое

творчество на фоне глубокой безнадёжности. Именно такой «фон» положен в основу

ряда стихов трагического предчувствия:

Да! Проломилась донская глыба!

Белая гвардия — да! — погибла.

Но покидая детей и жён,

Но уходя на Дон...

Эти стихи, написанные в апреле 1918 года, когда белое движение только начина-

лось, уже тогда пророчили ему неотвратимую гибель. Большая часть стихотворений

«Лебединого стана» не канонических жанров, а близка к интонациям плача, закли-

наниям, своеобразной притче, где магистральная роль принадлежит Ярославне и

князю Игорю нового, невиданного по жестокости времени («Буду вопрошать воды

широкого Дона... Я журавлём полечу по казачьим станицам», «Знаешь конец? Там,

где Дон и Донец — плещут, / Пал меж знамён Игорь на сон — вечный»). Образ сна

становится той поэтической дистанцией, которая позволяет воспринимать мир на

грани ирреального:

— А папа где? — Спи, спи, за нами Сон.

Сон на степном коне сейчас приедет.

— Куда возьмёт? — На лебединый Дон.

Там у меня — ты знаешь? — Белый лебедь...

Высочайшего напряжения он достигает там, где речь идёт о «белом высоком