Previous Page  128 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 128 / 162 Next Page
Page Background

128

«Ãîëîñ ïðàâäû íåáåñíîé ïðîòèâ ïðàâäû çåìíîé»

самоуничтожении, слитыми с природой, любовью и болью, гневом и одиночеством»,

эта же страсть «разрушала её жизнь» — к такому обобщению приходит автор книги

о ней (Лили Фейлер. Марина Цветаева. USA, 1994. С. 10). Она рано почувствовала

себя самостоятельной личностью: не достигнув и семнадцати лет, одна отправляется

в Париж, чтобы прослушать курс лекций по старофранцузской литературе.

Её первые поэтические книги: «Юношеские стихи», не опубликованные при жиз-

ни, «Ночной альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912), «Из двух книг» (1913)

— наполнены элегическими обращениями к матери; это драматический исход «не-

дополученного» тепла души родственной и жаждущей сопереживания («И матери

каждой, что гладит ребёнка, / Мне хочется крикнуть: «Весь мир у тебя!»). Вероятно,

эта душевная «недополученность» немалую роль сыграла и в появлении уже в раннем

мире поэта романтических кумиров, исполненных мятежного духа и героического

протеста: Ростан, княжна Джаваха, герои Отечественной войны 1812 года, Мария

Башкирцева, лейтенант Шмидт. Портреты Наполеона и его сына («Орлёнка») висели

на стене в её комнате вместо икон.

Н. Еленев, впервые встретивший М. Цветаеву за год до начала войны 1914 года,

в её бытовом устройстве увидел абсолютное отсутствие «земной косности», а о

поэзии писал: «Её творческий дар выходил за пределы художественной мысли и

мировосприятия данной эпохи. Этот дар не был похож ни на женское повседневное

возможное обаяние, ни на гедонистическое переживание извечного зова красоты.

Строй форм и строй идей... открывал непочатую новь» (Н. Еленев. Кем была М. Ц.?

// Грани. 1958. № 39. С. 141–142).

Бунтарский дух очень скоро ворвался не только в стихи М. Цветаевой, но стал и

жизненной позицией: «безбожие» открылось как ошеломляющее откровение, а поли-

тика была отринута на всех уровнях. «За власть я в мире не борюсь», — скажет она в

стихотворении «Идите же! —мой голос нем...», а в письме В. Розанову 7 марта 1914

года напишет: «Я совсем не верю в существование Бога и загробной жизни. Отсюда

безнадежность, ужас старости и смерти. Полная неспособность природы молиться и

покориться. Безумная любовь к жизни, судорожная, лихорадочная жадность жить»

(М. Цветаева. Собр. соч.: В 7 т. М., 1995. Т. 6. Письма. С. 120). В стихах со всей пря-

мотой души она будет утверждать: «Заповедей не блюла, не ходила к причастью».

Обращает внимание и то, что с самого начала и до конца мир творчества М. Цве-

таевой не имеет ни географических, ни этнических границ: он — поэтический и

определяется мерой творческой энергии и любящей души («Моя родина везде, где

есть письменный стол, окно и дерево под окном», — заметит она Е. Тараховской).

Этот гражданский универсализм со временем будет меняться. Рядом со скептиче-

скими строками: «Мне совершенно всё равно — / Где совершенно одинокой...» по-

явится страстная горечь признания: «Россия, моя Россия, / Зачем так ярко горишь?»

(С. 461). Но это произойдёт уже вдали от родины, в период эмиграции в Париже, а

до 1922 года, времени отъезда за рубеж, всё в её творчестве предельно обострено,

глобально раздвинуто, границы пространств и времен сопряжены. Неизменным

останется лишь мотив «бездомья», независимый от времени. Особенно рельефно

он начнёт звучать в цикле «Стихи о Москве» (1916), в которых Первопрестольная

объявляется «огромным странноприимным домом», объединяющим всех сирых и

обездоленных: «Всяк на Руси — бездомный. / Мы все к тебе придём». Именно это

чувство бесприютности и единения вокруг столицы рождает идею высокой любви и

священной трепетности: «И льётся аллилуйя / На смуглые поля. / — Я в грудь тебя

целую, / Московская земля!»

М. Цветаева постоянно обращается «через сотни разъединяющих лет» и вёрст

к легендарным кумирам души и сердца так, как будто они совсем рядом и с ними

можно вести диалог о времени и тайнах творчества, как, например, с Байроном или

Державиным («Я думаю о полутёмном зале, / О бархате, склонённом к кружевам, / О