Previous Page  136 / 162 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 136 / 162 Next Page
Page Background

136

«Ãîëîñ ïðàâäû íåáåñíîé ïðîòèâ ïðàâäû çåìíîé»

катастрофически не хватает. С 1935 года С. Эфрон становится платным работником

Союза возвращения на родину. Она и не подозревает, что деньги поступают из кассы

НКВД. К возвращению на родину её склоняют все: Сергей, Аля, Георгий. Приехавший

в Париж на Международный конгресс Б. Пастернак, с которым у неё складывается

сердечная переписка, на вопрос, возвращаться или нет, прямого ответа дать не может.

Предчувствуя неотвратимую беду, она взвешивает все «за» и «против». Более всего

её волнует Георгий, способный, избалованный и сложный. Письмо к А. Тесковой

в Чехию от 15 февраля 1936 года свидетельствует о невероятном смятении и в то

же время точном предвидении. Вот некоторые цитаты из этого письма: «Не знаете

ли Вы... хорошей гадалки в Праге? Ибо без гадалки мне, кажется, не обойтись. Всё

свелось к одному — ехать или не ехать... Вкратце: и С.Я., и Аля, и Мур — рвутся...

Жить мне — одной — здесь не на что. Эмиграция меня не любит... за независимый

нрав. Наконец, у Мура здесь никаких перспектив. В Москве у меня сестра, которая

меня любит... круг настоящих писателей... Наконец—природа: просторы. Это— за.

Против: Москва превращена в идеологический Нью-Йорк, —ни пустырей, ни бугров

— асфальтовые озёра с рупорами громкоговорителей и колоссальными рекламами;

нет, не с главного начала: Мур, к-го у меня эта Москва сразу всего, с головой отберёт.

И второе, главное: я—с моим бесстрашием, я не умеющая не-ответить, я не могущая

подписать приветственный адрес великому Сталину, ибо не я его назвала великим...

это не моё величие — м. б., важней всего — ненавижу каждую торжествующую,

казённую церковь... И там мне не только заткнут рот непечатаньем моих вещей—там

мне их и писать не дадут... Мне в современности места нет».

Кажется, при таком раскладе выбор останется за невозвращением. Но провал

советской агентуры, в котором непосредственно был замешан С. Эфрон, его побег

в Советскую Россию, ранее отъезд Али решили всё. В июне 1939 года М. Цветаева

с сыном возвращается на родину. Немногим более месяца они живут вместе на даче

в Болшеве. 27 августа арестуют Алю, 10 октября — Сергея (она уже не узнает, что в

октябре 1941 года он будет расстрелян на Лубянке). С сестрой она никогда не встре-

тится: Анастасию арестуют за полгода до приезда Марины. Высокий авторитет и ве-

ликий культурный вклад рода Цветаевых, давшего РоссииМузей изящных искусств в

Первопрестольной, три уникальные библиотеки, талантливых служителей отечества,

оказался беззащитен перед железной диктатурой Страны Советов. Глубокой осенью

М. Цветаева остаётся «без дома и крова» в городе её знаменитых предков и юности.

Из дачи в Болшеве её выселят, имущество разграбят. Багаж, высланный из Парижа,

более года ей не выдают. Печатают только переводы. Письмо в Союз писателей П.А.

Павленко с просьбой предоставить какое-нибудь жилище она заканчивает с отчаяни-

ем: «...меня жизнь за этот год—добила. Исхода не вижу. Взываю к помощи». В таком

надрывном состоянии М. Цветаева встретила войну 41-го года, которая забросила её

в незнакомую Елабугу. Здесь 31 августа она оборвёт свою жизнь.

Но сбылись её предсказания. В эпитафии «Надгробие» сквозь дымку минувшего

она увидела судьбу своих стихов: «В шкафу — двустворчатом, как храм, / Гляди:

все книги по местам. / В строке — все буквы налицо. / Твоё лицо — куда ушло?»

Не останется без ответа и вопрос, куда уходит истинный творец. «Я себя схоронила

в небе» (ранее была только «гостем небесным»), — напишет поэт, а там на сакраль-

ной высоте «картою созвездий — прах / Рассыпается», одаряя благодатным светом

землю обетованную. Этот свет бесконечен, потому что у творца «стезя гривастая,

кривая, / Не предугадана календарём». У него свои измерения: «...Вечностью моею

правит / Разминовение минут». А это — путь в бессмертие.