177
ДОН_новый 15/3-4
в год победы — «Рай». Просто случайность? Вряд ли. Это ли не повод пере-
читать творение автора, дерзнувшего сойти к средоточию зла, чтобы найти
путь к свету?
Нельзя сказать, что поэма читается легко — каждым; но каждого, кто
прочёл, долгое время не отпускает. «Клавишная прогулка по всему коридору
античности. Какой-то шопеновский полонез, где рядом выступают вооружён-
ный Цезарь с кровавыми глазами грифа и Демокрит, разъявший материю на
атомы», — так сказал о поэме О. Мандельштам.
Поэма изобилует примечаниями, что позволяет читателю глубже вникнуть
в суть происходящего, что-то освежить в памяти, а с чем-то познакомиться
впервые, обратиться к первоисточнику. Поражает чёткое, можно даже сказать,
филигранное композиционное построение поэмы. Триединство — высший
догмат христианства—таков её принцип. Вся поэма написана трёхстопными
строфами (терцинами), состоит из трёх частей. Каждая часть — из тридцати
трёх песен (годы земной жизни Иисуса Христа), которые в совокупности со
вступительной песнью, дают число 100 (изотерический символ совершен-
ства). Каждая часть делится на девять отделов плюс дополнительный десятый
и заканчивается словом «светила». Символика «идеальных чисел» — «три»,
«девять» и «десять»—знакома нам по юношескому роману Алигьери «Новая
жизнь».
«Божественную комедию» смело можно назвать вершиной поэтического
мастерства. Конечно, поэт побывал в Болонье, в Париже, широко известными
своими университетами. Но, как бы то ни было, а «десятилетие, прошедшее
после «Новой жизни» — настоящий подвиг самообразования»!
Поэма Данте является необычайно гармоничным творением. Поэтика его
до сих пор, даже с технической точки зрения, считается непревзойдённой.
«Божественная комедия» состоит из трёх частей — «Ад», «Чистилище» и
«Рай». Главным действующим лицом «комедии» являются сам Данте и его
проводник Вергилий — древнеримский поэт, которого причисляют к одним
из первых язычников, принявших христианскую идею. Автор проводит своих
героев и читателя через все круги Ада, через Чистилище — к Раю. Он этим
как бы демонстрирует путь для всего человечества к спасению души. В по-
нимании смысла «Божественной комедии» важно то, что Данте высвечивает
в ней глубинный смысл бытия, его трёхслойный состав: личную жизненную
драму, мир природы, историю человечества.
Сюжет поэмы построен на аллегории. Данте — не единственный из
средневековых поэтов, обратившихся к загробным толкованиям жизни по-
сле физической смерти человека, но то, как он выполнил своё творение, за-
служивает восхищения! В поэме чётко прослеживаются две линии любви,
выполненные невероятно одарённым мастером слова: возвышенной и светлой
— к женщине, а также пронзительной, сыновней — к не менее дорогой его