172
Владимир Морж (Шевченко) «Живёшь, не живя...»
кусков, плюс нелепые «лирические отступления» в третьей части, не имею-
щие прямого отношения к повествованию (например, вставки с длиннющими
диалогами третьестепенных персонажей).
Однако не уверен, что структура романа должна быть гладкой полирован-
ной доской или мачтовой сосной без сучка и задоринки. Я здесь представил
себе кривую сосну на крутом песчаном берегу моря. Она невообразимым
образом впилась в дюну, но держится назло ураганам. Она кривая? Но разве
она не естественна?
Три эти части романа неравноценны по «качеству»: первые две части «вы-
лизаны», а третья написана как бы наспех— в её сюжет попали рассуждения
пьяной американки, рассказы о «жителях» богатых яхт, мимо которых ведут
лодку с трупами и умирающим героем... Именно в третью часть попали
неожиданные удивительно сочные и пёстрые описательные куски (гл. 20, 22,
26...), хотя на краски автор в романе очень скуп. И эти вставки как бы под-
чёркивают: мир не обрушивается с гибелью героя, мир живёт сам по себе.
Ну и—рваная стилистика. Повествование от первого лица, от третьего, по-
том вновь от первого, но уже с точки зрения другого фокального персонажа...
С одной стороны это понятно, если вспомнить историю создания романа. Но
с другой стороны это — триптих, что совсем не предполагает однообразия
стиля и писательского решения той или иной части. Главное, что всё это
сделано грамотно, пестрота кажется оправданной. Она органична.
5. Герой
Роман о неудачнике? Скорее, да, чем нет. Красавец, сильный человек,
любим женой и тремя дочерьми, уважаем, но — неудачник. Против него
играет сама Судьба.
Где-то читал, что в этом романе Хемингуэй со всей наглядностью пока-
зывает моральную деградацию своего героя.
Посудите сами.
В начале повествования Гарри Морган прорисован как честный, прямо-
душный, «нормальный» рыбак, у которого правильные и твёрдые взгляды
на жизнь. Но потом он пал так низко, что ради наживы стал совершать пре-
ступления...
Логично?
Парадокс в том, что «падение» всё же совершается не ради наживы, а ради
выживания. Морган как зарабатывал себе на жизнь, так и зарабатывает! И только
в двух случаях он цинично «преступен»: когда сталкивается с преступниками.
И, умирая, он сожалеет, что уже не сможет распорядиться случаем, не сможет
помочь семье, хотя судьба ему дала, наконец, столько денег...
Но выходит, что герой от начала до конца остаётся цельным, мораль его
такова, как это диктуется социальными условиями. И сложно требовать от
него, чтоб он прыгнул выше головы.
Предсмертный шёпот Гарри Моргана: «Нельзя теперь, чтобы человек
один...» Когда это «теперь»? Актуален ли этот вопрос сейчас? Сколько до-
гадок о смысле монолога!