Previous Page  180 / 186 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 180 / 186 Next Page
Page Background

180

Г. Студеникина, Т. Мажорина, О. Немыкина «Святая рать высот»

чертил у него на лбу семь «Р» — семь символов смертных грехов: гордыни,

зависти, гнева, уныния, скупости, чревоугодия и сладострастия. Гордыню

Данте определил как основной свой грех, а по сему, когда стёрлось первое

«Р» — корень всех грехов, и остальные знаки несколько потускнели.

По мере восхождения к вершине горы, преодолевая очередные круги,

знаки «Р» со лба героя совсем исчезли. В таком виде, очищенный от грехов

Данте вступает в «Господень лес, тенистый и живой».

Вергилия сменяет Беатриче — символ божественной любви, вечной бла-

гости и богопочитания, не достигаемого человеческой мудростью. Играя

наукой, воздухом, светом, красками и огнём, поэт ведёт душу к предчувствию

той мудрости, которую человечество и может лишь предчувствовать, но не

познавать мыслью и созерцанием. Поэтому душа приближается к ней только

издали. Беатриче побуждает героя к покаянию и возносит его, просветлён-

ного, на небо.

Заключительная часть поэмы посвящена странствиям поэта по Небесному

Раю:

Я видел – солнцем загорелись дали

Так мощно, что ни ливень, ни поток

Таких озёр вовек не расстилали.

Невозможно не согласиться со словами Осипа Мандельштама о том, «что

метафорические приёмы Данте превосходят наши понятия о композиции,

поскольку наше искусствоведенье, рабствующее перед синтаксическим

мышлением, бессильно перед ним».

Небесный Рай «Божественной комедии» состоит из семи сфер, опоясы-

вающих Землю и соответствующий, согласно Птолемеевой системе, семи

планетам, сферам — Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и

Сатурна. Далее следует восьмое звёздное небо, где Данте узрел Христа:

Так, видел я над тысячей огней

Одно царило Солнце, в них сияя,

Как наше – в горних светочей ночей.

В живом свеченье Сущность световая,

Сквозя, струила огнезарный дождь

Таких лучей, что я не снёс, взирая.

Далее следует девятое кристальное небо, или Перводвигатель, за которым

находится Эмпирей—бесконечная область, населённая блаженными, созер-

цающими Бога — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему:

И свет предстал мне в образе потока,

Струистый блеск, волшебною весной

Вдоль берегов расцвеченный широко.