113
ÄÎÍ_íîâûé 13/3-4
суда Христова. Не одно сластолюбие будет тогда господствовать! Разврат в
обширном значении этого слова сделается достоянием человечества в по-
следние времена человечества на земле».
«Грех достигнет своего полного развития и тем будет страшнее, тем вла-
дычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится.
Человечество не будет видеть своего бедственного положения в нрав-
ственном и духовном отношениях; оно напротив того, будет трубить о своём
преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для
времени и земли, отвергнув развитие христианское для духа, для вечности,
для Бога».
«Бог внемлет молитвам одних вдовиц, то есть — нищих духом, преис-
полненных сознания своей греховности, своей немощи, своего падения,
чуждых самомнения, которое состоит в признании за собою достоинств,
добродетелей, праведности».
«Господь посылает скорби только тем грешникам, в которых предвидит об-
ращение, которое в книге живота по предвидениюБожию уже внесены в число
праведников, оправданных правдою искупителя. Грешников намеренных и
произвольных, в которых нет залога к исправлению и покаянию, Господь не
признает достойными скорбей, как не принявших учения Христова».
«Греховные помыслы и ощущения возникают из падшего существа наше-
го; но когда греховные помыслы и ощущения начнут постоянно и усиленно
приходить, то это служит признаком, что они приносятся врагом нашим,
падшим ангелом, или же он понуждает падшее естество наше плодить их
особенно».
«Когда является тебе промысел, предлагающий славу от человека, то знай,
наверное, что он устраивает тебе безчестие».
«Восприятие от злобы есть непроизвольное. Оно совершается так: отнима-
ющий что-нибудь у ближнего принимает на себя искушение этого ближнего,
хотя и не хочет; так же злословящий — злословиемого; лихоимствуемый
— лихоимствуемого; насилующий — насилуемого; оговаривающий — ого-
вариваемого; презирающий—презираемого…Всякий обидящий воспримет
искушения обидимого, соразмерно обиде».
«Имеются два вида приражения, которыми мир обманывает нас, если мы
не усмотрим их благовременно: похвала от человеков и отрада тела».
«Подвергаясь напастям, мы согрешаем единственно по причине нетерпе-
ливости нашей, потому что не хотим перенести ниже малой скорби, не хотим
пострадать что-нибудь против воли нашей, тогда как Бог не попускает нам
искушений, превышающих силу нашу».