112
Âëàäèìèð Æóêîâ
действие смиренца или смиренномудреца заключается в том, что правильное
понятие человека о человечестве и самом себе примиряет человека с собою,
с человеческим обществом, с его страстями, недостатками, злоупотреблени-
ями, с обстоятельствами частными и общественными, примиряет с землёю
и небом».
«Гордый смотрит на себя как на самобытное существо, а не как на соз-
дание Божие; земная жизнь представляется ему бесконечною, смерть и веч-
ность — несуществующими. Промысла Божиего нет для него. Он признаёт
правителем мира разум человеческий. Все помышления его пресмыкаются
по земле».
«Когда ум покоряется Богу, тогда сердце покоряется уму — в этом заклю-
чается кротость».
«Грех тела очевиден, грех духа весьма часто малоприметен, иногда со-
всем неприметен для людей, погружённых в попечение мира. Тем более он
страшен! Тем вернее удары его!»
«Обильное земное преуспеяние и огромные земные предприятия как оче-
видные для всех выставлены Словом Божьим в признак последнего времени
и созревшей греховности человечества, большею частью неявной и непонят-
ной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество. Человечество
никогда не желает объявить себя последователем зла, хотя бы оно утопало во
зле; оно постоянно стремится выказать себя добродетельным».
«Любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его еван-
гельских заповедей, а в отнюдь не в исполнении прихотей ближнего, не в
действиях относительно его по влечениям падшего сердца, по расчётам и
понятиям лжеимённого разума. Исполнение евангельских заповедей отно-
сительно человеков по большей части непонятно и неприятно для них; они
ищут и требуют, чтобы была исполнена воля их, чтобы были удовлетворяемы
страсти их. Это они называют любовью».
«Самолюбиец губит себя, а человекоугодник губит и себя, и ближнего.
Самолюбие — горестное самообольщение; человекоугодие усиливается и
ближнего сделать общником этого самообольщения».
«Справедливо замечает блаженный Феофилат Болгарский, что излишнее
богатство похоже на нищету. И то, и другое вопиет от затруднительности
своего положения: «Что мне делать?» Причина затруднительности при ни-
щете — недостаток в телесных потребностях, при богатстве — излишество
в них».
«Всеобщий разврат вместе с породившим его обильнейшим вещественным
развитием будут знамением кончины века и приближающегося страшного