Previous Page  112 / 220 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 112 / 220 Next Page
Page Background

112

Âëàäèìèð Æóêîâ

действие смиренца или смиренномудреца заключается в том, что правильное

понятие человека о человечестве и самом себе примиряет человека с собою,

с человеческим обществом, с его страстями, недостатками, злоупотреблени-

ями, с обстоятельствами частными и общественными, примиряет с землёю

и небом».

«Гордый смотрит на себя как на самобытное существо, а не как на соз-

дание Божие; земная жизнь представляется ему бесконечною, смерть и веч-

ность — несуществующими. Промысла Божиего нет для него. Он признаёт

правителем мира разум человеческий. Все помышления его пресмыкаются

по земле».

«Когда ум покоряется Богу, тогда сердце покоряется уму — в этом заклю-

чается кротость».

«Грех тела очевиден, грех духа весьма часто малоприметен, иногда со-

всем неприметен для людей, погружённых в попечение мира. Тем более он

страшен! Тем вернее удары его!»

«Обильное земное преуспеяние и огромные земные предприятия как оче-

видные для всех выставлены Словом Божьим в признак последнего времени

и созревшей греховности человечества, большею частью неявной и непонят-

ной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество. Человечество

никогда не желает объявить себя последователем зла, хотя бы оно утопало во

зле; оно постоянно стремится выказать себя добродетельным».

«Любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его еван-

гельских заповедей, а в отнюдь не в исполнении прихотей ближнего, не в

действиях относительно его по влечениям падшего сердца, по расчётам и

понятиям лжеимённого разума. Исполнение евангельских заповедей отно-

сительно человеков по большей части непонятно и неприятно для них; они

ищут и требуют, чтобы была исполнена воля их, чтобы были удовлетворяемы

страсти их. Это они называют любовью».

«Самолюбиец губит себя, а человекоугодник губит и себя, и ближнего.

Самолюбие — горестное самообольщение; человекоугодие усиливается и

ближнего сделать общником этого самообольщения».

«Справедливо замечает блаженный Феофилат Болгарский, что излишнее

богатство похоже на нищету. И то, и другое вопиет от затруднительности

своего положения: «Что мне делать?» Причина затруднительности при ни-

щете — недостаток в телесных потребностях, при богатстве — излишество

в них».

«Всеобщий разврат вместе с породившим его обильнейшим вещественным

развитием будут знамением кончины века и приближающегося страшного