Previous Page  110 / 220 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 110 / 220 Next Page
Page Background

110

Âëàäèìèð Æóêîâ

«Одно совершается по воле Божией, другое совершается по попущениюБо-

жию; всё совершающееся совершается по суду и определению Божьему».

«Зло не имеет сущности, — сказали Отцы. — Оно является от нашего

нерадения о добродетели и исчезает от нашего усердия к добродетели. Зло,

будучи недостатком добра, может относиться только к ограниченным раз-

умным тварям, в которых добро ограничено».

«Отчего один родится в богатстве и знатности, другой—в нищете, в среде

людей, презираемых и угнетаемых, обречённых на всежизненный телесный

труд в поте лица, лишённый средств к развитию умственному? Отчего иной

умирает дряхлым старцем, иной — в цвете юношеского или мужеского

возраста, иной — дитятею или даже краткодневным младенцем? Отчего

один пользуется постоянно здравием и благополучием, другой томится в

болезнях, передаётся скорбями скорбям, бедствиями — бедствиям, как бы

с рук на руки?.. Эти и этим подобные вопросы заняли однажды великого

пустынножителя Египетского Антония, и тщетно искал разрешения их пус-

тынножитель в собственном разуме, осенённым Божественною благодатию,

способным углубляться в рассматривание таки Божии. Когда святой старец

утомился размышлением бесплодным, последовал ему с неба глас: «Антоний!

Это судьбы Божии. Исследование их душевредно. Себе внимай». Определи

степень и границы твоей способности мышления и понимания. Эта способ-

ность, как способность существа ограниченного, естественно, имеет и свою

степень, и свои пределы».

«Ум закоренелого грешника не видит ни добра, ни зла; сердце его теряет

способность к духовным ощущениям».

«Чтобы знать, в чём состоит спасение наше, надо знать наперёд, в чём

состоит наша погибель, потому что спасение нужно только для погибших.

Ищущий спасения, этим самым по необходимости признает себя «погибшим»,

иначе для чего бы ему искать спасения?»

«Весьма ошибочно поступают те, которые, находясь под властию страстей,

требуют от себя безстрастия. При таком неправильном требовании от себя,

происходящем от неправильного понятия о себе, они приходят в необыкно-

венное смущение, когда проявится каким-либо образом живущий в них грех.

Они приходят в уныние, в безнадежие».

«Святые духи уклонимы от общения с человеками, как с недостойными

такого общения, духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с

нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются сделать и себя, и свои

цели для нас незаметными».