108
Âëàäèìèð Æóêîâ
«Отвергнем ропот, отвергнем жалобы на судьбу нашу, отвергнем сердеч-
ную печаль и тоску, от которых слабые души страдают более, нежели от
самих смертей».
«Взятием креста своего названа добровольная, благоговейная покорность
суду Божию при всех скорбях, поселяемых и попускаемых промыслом Божи-
им. Рокот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста».
«Стремление к земному преуспеянию, — какое странное, какое чудовищ-
ное! Оно ищет с исступлением. Едва найдёт, как найденное лишается цены,
и искательство возбуждается с новой силою. Ничем настоящим оно не до-
вольно: оно живёт одним будущим, оно жаждет только того, чего не имеет.
Предметы желания приманивают к себе сердце искателя мечтою, надеждою
удовлетворения; обманутый, постоянно обманываемый, он гоняется за ними
на всём поприще земной жизни, доколе не восхитит его нежданная смерть.
Как и чем объяснить это искательство, поступающее со всеми подобно бес-
человечному предателю и всеми владеющее, увлекающее всех? В душах
наших насаждено стремление к бесконечным благам. Но мы пали, и осле-
плённое падением сердце ищет во времени на земле того, что существует в
вечности на небе».
«Отвергнем лютый яд, столько опасный для духа человеческого: глупый
и презренный эгоизм, претворяющий человеков, заражённых им в зверей
и демонов, соделывающий этих человеков бичами человечества, злодеями
самих себе».
«Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и зна-
комство с учёным сообщает много сведений, с поэтом—много возвышенных
мыслей и чувствований, с путешественником — много познаний о странах,
о нравах и обычаях народов. Очевидно: беседа и знакомство со святыми со-
общают святость».
«Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей,
единством чувствований, единством цели».
«Ощутивший любовь духовную, с омерзением будет взирать на любовь
плотскую, как на уродливое искажение любви».
«Когда сердце твоё не свободно, — это знак пристрастия. Когда сердце
твое в плену — это знак страсти безумной, греховной».
«Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко об уме твоём, а
он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста,
будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума».