111
ÄÎÍ_íîâûé 13/3-4
«По смотрению Божию являются святые духи только во время крайней
нужды с целью спасения и исправления человеков; являются таким образом,
что явление их не может иметь вредных последствий».
«Самовластие человека (свободная воля) удобно преклоняется к общению
с сопротивными (падшими) духами».
«Слепотою поражены наши ум и сердце. По причине этой слепоты ум не
может различить истинных помыслов от ложных, а сердце не может различать
ощущений духовных от ощущений душевных и греховных, особливо, когда
последние не очень грубы».
«Первое духовное видение есть видение своих согрешений, доселе при-
крывавшихся забвением и неведением».
«Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной вре-
менной жизни в вечность».
«Необходимо нам, кратковременным странникам на земле, узнать нашу
участь в вечности. Если во время краткого здешнего странствования наши
заботы сосредоточены на том, чтобы устранять от себя всё печальное и окру-
жать себя всем приятным, — тем более, должны мы заботиться об участи
нашей в вечности».
«На земле всё сражается, всё страдает, всё стремится к взаимному унич-
тожению».
«Апостол Павел говорит о себе, что он умирал ежедневно. Кто умирает
ежедневно, тот уже живет вечною, истинною жизнию».
«Как хлеб нужнее всякой другой пищи, — говорил Иоанн Лествичник,
— так размышление о смерти нужнее всех деяний».
«Несмотря на достовернейшее познание того, что каждый человек умирает
по телу, каждый человек чувствует, внутренне сознаёт себя бессмертным,
живёт и действует, как бессмертный: это ощущение и сознание души».
«Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться
тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному
промыслу попустить нам в очищении наших согрешений».
«Трудно устоять частному человеку против греха, которым увлечено целое
общество».
«Смиренномудрие есть правильное понятие человека о человечестве,
следовательно, оно есть правильное понятие человека о самом себе. Прямое